Эта радиостанция разработана для поездной и внутристанционной радиосвязи. Она работает на волнах около 2 м. Род работы — телефонный симплекс. Каждая радиостанция имеет четыре -канала связи со стабилизацией передатчика и приемника кварцами. Дальность связи 20 км, на электрифицированных участках — 15 км.
Блок-схема радиостанции приведена фиг. 22. В схему передатчика входят микрофон, микрофонный усилитель низкой частоты, ограничитель амплитуды (срезающий пики напряжения при криках в микрофон), частотный модулятор, задающий генератор и удвоитель частоты, утроители частоты и мощный усилительный каскад.
Таким образом, передатчик имеет пять высокочастотных каскадов. Первый из них является генератором и удвоителем, работающим на лампе 6ЖЗП. Далее следуют три каскада утроения частоты. Два из них работают на лампах 6П6С и один на лампе ГУ-32. Общий коэффициент умножения частоты равен 2 X 3 X 3 X 3 = 54, т. е. частота излучаемых колебаний в 54 раза больше, чем в задающем каскаде. Мощный каскад передатчика работает на лампе ГУ-32.
Частотная модуляция осуществляется с помощью реактивной лампы в первом (задающем) каскаде передатчика.
Антенна, устанавливаемая на паровозе, представляет собой цилиндрический четвертьволновый вибратор с восьмилучевым противовесом. На стационарной радиостанции антенна состоит из двух симметричных вертикальных вибраторов с синфазным питанием, расположенных один под другим. Мощность в антенне 15 вт.
Приемник работает на 13 лампах по супергетеродинной схеме с трехкратным преобразованием частоты. Чувствительность приемника 5—8 мкв. Ширина полосы пропускания приемника 60 кгц. Выходная мощность 3 вт.
В схему приемника входят: входное устройство, усилитель высокой частоты, гетеродин, умножитель частоты колебаний гетеродина, смесители, усилители промежуточной частоты, удвоитель промежуточной частоты, ограничитель, частотный детектор, усилитель низкой частоты с оконечным мощным каскадом, подавитель помех и приемник тонального вызова.
Таким образом, кроме каскадов, обычных для супергетероднной схемы с многократным преобразованием, приемник имеет ограничитель и частотный детектор, а также каскад подавления помех. В отсутствии несущей частоты подавитель помех подает на управляющую сетку лампы усилителя низкой частоты запирающее напряжение. Благодаря этому в отсутствие полезного сигнала помехи не слышны, т. е. устраняются шорохи и трески в громкоговорителе.
Все управление радиостанцией сосредоточено на пульте управления. Антенна переключается на прием и на передачу с помощью реле. Вес стационарной радиостанции 180 кг, а паровозной—150 кг. Радиостанцию можно использовать с диспетчерским управлением по проводам на дистанции до 100 км.
Литература:
- В.С. Нелепец. Радиотехника на железнодорожном транспорте.
Комментарии