Радиоприемник "Искра-53"
Приемник "Искра-53" являлся дальнейшей модернизацией приемника "Искра" и выпускался с 1953 г. на Александровском радиозаводе. Металлический футляр заменён бакелитовым.
* * *
"История радиотехники и радиовещания"
Первые годы Советской радиотехники
(избранные материалы)
Зарождение отечественной электроники
В 1914 году инженер В. И. Коваленков демонстрировал на съезде инженеров-электриков разработанную им конструкцию ламповой трансляции - усилителя телефонный разговоров. Первая мировая война привела к созданию и развитию техники подслушивания телефонных переговоров противника на передовых линиях (полевые телефонные линии были преимущественно однопроводными - вторым проводом служила земля, что и облегчало подслушивание). Для этого понадобились ламповые усилители низкой частоты. В 1915 году такие усилители и лампы к ним стали прибывать в Россию из Франции. Из-за огромных трудностей с доставкой этой аппаратуры и ламп настоятельно требовалось наладить их производство (особенно ламп, обладавших малым сроком службы) на месте, в России.
В лаборатории завода РОБТиТ, в которой вскоре после начала войны стал работать Н.Д. Папалекси, началось кустарное изготовление усилительных ламп (типа Раунда-Папалекси) с парами ртути в баллоне. В небольшом отростке баллона находилась серебряная амальгама; этот отросток подогревали пламенем спички, если лампа ухудшала работу, "жестилась" из-за понижения давления газов в ней. Электроды для ламп поступали преимущественно из-за границы. В лаборатории завода РОБТиТ производилась сборка этих электродов на стеклянную ножку, а откачка собранных ламп и отпайка их выполнялись на фабрике рентгеновских трубок Н.А. Федорицкого (Фонтанка, 165), преобразованной в 1915 году в Первый русский завод рентгеновских трубок. На этом заводе в 1915 году проф. С.А. Боровик изготовил стеклянный пароструйный диффузионный насос (насос того же типа независимо был предложен на Западе Ленгмюром), который позволил улучшить и ускорить откачку ламп.
Лампы завода РОБТиТ имели оксидный катод прямого накала с платиновым керном. Применялись они в двух- и трехкаскадных усилителях низкой частоты, изготовляемых заводом. В лаборатории завода собирались и генераторные лампы, имевшие несколько больший баллон. Они работали в гетеродинных приемниках того же завода, служивших для приема сигналов радиостанций незатухающих колебаний. Срок службы "катодного реле" завода РОБТиТ не превышал полутора недель при стоимости 250 рублей.
Для улучшения откачки ламп Н.Д. Папалекси в 1915 году вел чрезвычайно важное усовершенствование технологии, широко применяемое и в настоящее время, а именно - индукционный нагрев электродов ламп токами высокой частоты и процессе их откачки, для чего был собран дуговой генератор колебаний высокой частоты.
В конце 1915 года военное министерство получило из Франции ламповые радиотелефонные передатчики, работавшие на лампах усилительного типа, включаемых для повышения мощности параллельно. Примерно в это же время начал разработку электронных ламп на Радиотелеграфном заводе Морского ведомства инженер В.И. Волынкин. Опытные образцы таких ламп ЛЭ1 по своим параметрам были близки к французской лампе типа Р-5.
На заводе фирмы "Сименс и Гальске" во время войны попытались также начать изготовление усилительных газонаполненных ламп конструкции Либен-Рейса. Однако успешных результатов эта попытка не дала и работы прекратились.
Бабушка русской электронной лампы
В 1914 году на Тверскую приемную радиостанцию международных сношений прибыли помощник начальника станции инженер М. А. Бонч-Бруевич. В 1915 году радиостанция получила трехламповый французский усилитель на лампах типа 3-тер и запасные лампы к нему. Заинтересовавшись лампами и узнав, как трудно получать их из-за границы, М.А. Бонч-Бруевич решил делать лампы сам и стал разрабатывать в своей квартире конструкции "катодных реле". В этой "лаборатории" и появились первые газонаполненные лампы его конструкции. Лампы имели по две нити накала и два цоколя: при перегорании одной нити накала лампу включали другим цоколем. Анод и сетка такой лампы были изготовлены из железа, нить накала - из вольфрамовых нитей осветительных ламп, скупленных Бонч-Бруевичем в магазинах Твери, а позднее - из отходов вольфрама, добываемого в Петрограде на заводе Айваза "Светлана". Но даже такая кустарно изготовленная лампа успешно конкурировала с лампами завода РОБТиТ: она работала четыре недели и стоила 32 рубля!
Для налаживания производства ламп М.А. Бонч-Бруевичу пришлось преодолевать огромные трудности: повсюду разыскивать и добывать материалы и оборудование, готовить стеклодувов и сборщиков ламп из солдат, обслуживавших приемную радиостанцию.
"В одной из комнатушек обосновалось "предприятие" Бонч-Бруевича. Сафронов и Соколов - рядовые, откомандированные из пехотного полка, - работают руками, губами и ногами. Ноги качают нечто похожее на кузнечный мех, руки вертят в пламени керосиновой горелки стеклянную трубку с раскаленным баллончиком на конце, а щеки, раздуваясь до предела, нагнетают в него воздух.
Тут же на стене замысловатое сооружение из стеклянных трубок, проволоки и резины. На полу стоит доисторический воздушный насос. Его притащили из физического кабинета местной гимназии, где учитель с помощью этого насоса убеждал, что в безвоздушном пространстве все тела падают с одинаковой скоростью. Сейчас насос выполняет производственные функции. Его колесо вертит ефрейтор Бобков. На лбу у Бобкова капли пота. Вообще у него (масса обязанностей. Он - начальник, он же - мастер и он же - весь штат рабочих "вакуумного цеха". За отсутствием на радиостанции электрического тока он, заменяя собой мотор, крутит колесо насоса форвакуума, следит за керосиновой горелкой насоса Лангмюра и в то же время грушей Мак-Леода меряет вакуум в лампе".
В начале 1916 года начальник станции В.М. Лещинский добился для Бонч-Бруевича командировки на 2,5 месяца во Францию и Англию для ознакомления с технологией производства ламп. После его возвращения оборудование "лаборатории" было улучшено, ее штат пополнен стеклодувами, и в августе 1916 года Бонч-Бруевич снял с насоса первую вакуумную лампу. Ее анод и сетка были сделаны из стальной проволоки, вольфрамовых катодов по-прежнему ставили два.
Никакие усовершенствования в современной радиотехнике не могут произвести такого впечатления, какое дало знакомство с первыми лампами, появившимися в русской армии во время первой мировой войны. Вот как рассказывал об этом один из старейших русских радиоинженеров Петр Алексеевич Остряков: "12-я армия под Ригой готовилась к наступлению. Штаб Северного фронта в Пскове лихорадочно сносился с армейским штабом в Риге. Проволока между Псковом и Ригой время от времени рвалась, и тогда ее дублировала радиосвязь.
Полевая двухкиловаттная искровая радиостанция не могла надежно перекрыть расстояние в 250 км; поэтому посередине, в г. Валке, стояла ретрансляционная станция. Она преимущественно помогала Риге, передавая в Псков ее шифровки. Более мощный Псков обходился без помощи Валка. Хотя и плоховато, но Рига без посредника принимала его работу. Но вот случилось несчастье: "пропал" Валк, нарушилась связь в самый разгар работы штаба. В этот момент на Псковскую радиостанцию доставили какой-то небывалый груз. Тяжелый, плоский ящик полированного дуба, примерно 40х60 см.
Дежурный слухач у аппаратной двуколки не обращал на все это никакого внимания: его целиком поглотила неудача. Он безнадежно царапал острием пружинки детектора по галеновому кристаллу, все еще надеясь найти на нем спасительную точку я услышать исчезнувший Валк. Слухача попросили отойти, и на его табуретку поставили ящик. В гнезда с левой стороны завели детекторные провода приемника, с правой воткнули штепселя телефонных шнуров.
В лампе появилось небольшое голубое свечение, а в телефоне громко заработала Рига, безрезультатно звавшая Валк. Впрочем, не только Рига; там жужжало несколько вращающихся разрядников станций РОБТиТ и пели тональные искры наших и немецких "телефункенов"... ...переприемная станция в Валке перестала быть нужной!.."
(продолжение следует)
Использованы материалы из книги:
В.И. Шамшур Первые годы Советской радиотехники. - М: "Знамя", 1969. - 48 с.
* * *
Справочная книга oldradio мастера.
Отбор Электронных Ламп.
(А.Р.А спецвыпуск, источник VTV 1/1995. John Atwood)
Почему статья названа как "отбор ламп" а не "тестирование ламп"? Главным образом потому, что тестирование предполагает замеры параметров с помощью измерителей и дальнейшую браковку тех ламп, которые не прошли хотя бы по одному из них. В статье же затронуты вопросы более широкого характера, чем специфика измерений, здесь описаны наиболее важные дефекты и повреждения, встречаемые в лампах, обнаружив которые можно затем без труда отделить плохие приборы от пригодных к использованию.
Зачем отбирать лампы? Разве не все лампы, купленные в магазине, хороши? Или недостаточно поглядеть на упаковку, когда меняетесь с кем-то лампами? И да и нет. Порой новые лампы имеют дефекты, хотя их даже не доставали из коробочки, а техника, куда их поставят, выдвигает довольно строгие требования. В другой раз работавшая лампа безусловно хороша и долго еще прослужит. Даже старая, послужившая лампочка может оказаться лучше, чем новая с проблемным качеством. В третьем случае может статься, что лампы, не прошедшие жесткую отбраковку, вполне сгодятся для менее ответственных участков.
В статье как раз вскрываются виды дефектов и повреждений, свойственные лампам, и показаны методы отбора по требованиям для данного устройства.
Типы отказов и повреждений
Отказы в ламповой технике можно разделить на две категории:
1) одни проявляются сразу же в новой лампе;
2) присущи только использованным, бывшим в работе лампам. В первом случае - отказ на совести производителя или вследствие плохого обращения, например при транспортировке или установке в панельку. Такие вещи случаются и с работавшими лампами, но кроме того у них есть своя специфика отказов.
Наиболее частые дефекты в новых лампах:
1. Короткое замыкание - чаще всего из-за отрыва какого-либо элемента: кусочка траверзы, пружины, распорки.
2. Нарушение геометрии и шага навивки сеток - следствие небрежности при сборке лампы. Сопровождается затянутой отсечкой анодного тока на Ia-Uc характеристиках, что в звуковых лампах приводит к повышению искажений.
3. Шумы и микрофонный эффект - вызваны недостаточной очисткой элементов или нарушением технологии сборки. "Микрофон" может кроме того являться следствием грубого обращения с лампой.
4. Неправильная маркировка - может быть нанесена умышленно или ошибочно. Часто такая лампа будет работать в схеме, но с большими искажениями. Классическим примером является маркировка 6ES8 (ЕСС189) как 6DJ8 (ЕСС88). Лампа по виду та же, но имеет длинную характеристику, приводящую к высоким искажениям.
Работавшие лампы с неизвестным ресурсом (вроде тех, что попадаются на развалах) могут иметь следующие дефекты:
1. Недостаточная эмиссия/низкая крутизна. Наиболее частый дефект в новых (моложе 1950г. в.) и особенно в пальчиковых лампах с высокой крутизной. Либо ресурс исчерпан, либо произошло "отравление" катода.
2. Обрыв нити накала. Частый случай в старых (старше 1950 г.в.) и в лампах батарейного питания.
3. Загазованность. Характерна для мощных ламп, особенно в тех, что были чрезмерно перегружены по мощности на аноде или высоким анодным напряжением.
4. Повышенная утечка на участке накал-катод или "коротыш".
5. Шум - часто связан с подсевшей эмиссией.
6. "Тугой" катод - сопровождается неспособностью катода отдавать нужный ток на пиках сигнала.
(продолжение следует)
Материал взят с сайта "Домашняя страничка Ивана Клубкова" (http://igdrassil.narod.ru).
* * *
Практикум по радиоэлектронике
Прием частотно-модулированных колебаний. Частотно-модулированные колебания принимаются супергетеродином с помощью включенных в схему приемника дополнительных каскадов: амплитудного ограничителя и частотного детектора. Амплитудный ограничитель служит для устранения паразитной амплитудной модуляции, возникающей вследствие помех. В качестве амплитудного ограничителя обычно используется каскад УПЧ, работающий в режиме с порогом ограничения (при определенной величине входного напряжения выходное напряжение становится постоянным и не увеличивается при увеличении входного напряжения). Частотный детектор преобразует колебания, модулированные по частоте, в колебания звуковой частоты. Работа частотного детектора была рассмотрена выше.
Регулировка громкости в приемниках. Для хорошей работы приемника в любых условиях чаще всего применяют регулировку громкости (усиления или чувствительности). Эта регулировка может быть ручной (РРГ) или автоматической (АРГ). Иначе ее называют АРУ (автоматическая регулировка усиления) или АРЧ (автоматическая регулировка чувствительности),
РРГ может быть осуществлена в различных каскадах приемника. Например, при помощи потенциометра можно изменять напряжение на экранирующих сетках ламп УВЧ и УПЧ. АРУ автоматически выравнивает слышимость при изменении интенсивности сигналов вследствие их замирания и устраняет перегрузки приемника при слишком сильных сигналах. Для этого используется постоянное напряжение, которое получается в результате детектирования. Это напряжение подается в виде отрицательного смещения на управляющие сетки ламп, работающих и усилительных каскадах до детектора, и уменьшает усиление в этих каскадах. Чем сильнее принимаемый сигнал, тем больше постоянное напряжение после детектора, тем больше отрицательное напряжение смещения на управляющих сетках усилительных ламп в каскадах до детектора и тем меньше усиление в этих каскадах.
Некоторые особенности ультракоротковолновых приемников. Для местного радиовещания и радиосвязи на небольшие расстояния на ультракоротких волнах (УКВ) применяют частотную модуляцию - частотная модуляция (ЧМ) более помехоустойчива по сравнению с амплитудной модуляцией (AM). ЧМ приемники нечувствительны к амплитудным помехам, которые в основном создаются электрическими установками. Частотный детектор реагирует только на изменение частоты колебаний, поступающих в антенну, а не на изменение амплитуды, поэтому он не воспринимает амплитудные помехи.
УКВ приемники частотно-модулированных колебаний обычно строятся по супергетеродинной схеме с отдельным гетеродином. Стабильность работы таких приемников повышается при введении системы авто подстройки частоты.
(продолжение следует)
Использованы материалы из книги:
Ельянов М.М. Практикум по радиоэлектронике. Москва: "Просвещение", 1971. - 336 с.
Комментарии