Радиола "Рекорд-353". Реставрация

Радиола "Рекорд-353". Реставрация

Попавший ко мне экземпляр радиолы "Рекорд-353", серийный номер 68251, по оформлению больше похож на "Рекорд-354". Состояние - нерабочий, внешнее состояние, после того как он был немного отмыт - на первом фото. После осмотра выявлено, что в радиоле отсутствуют некоторые детали, в частности ручки управления, задняя защитная крышка, провод питания. При включении частично работает подсветка шкалы, на органы управления не реагирует, звука нет. ЭПУ частично поврежден, но вполне ремонтпригоден. В общем, нормальное состояние, для реставрации. 

Решено было начать с шасси, которое после извлечения из корпуса выглядело так: 

 

Понятно, что в таком состоянии оно и не должно работать :) 
Попытки очистить шасси от грязи без разборки - оказались тщетны... 

остается полная разборка...

Разборка ведется не до последнего винта, вполне достаточно разобрать только до узлов, которые можно без проблем очистить. Это значит, что не нужно распаивать плату и разматывать трансформаторы, более того, те компоненты, которые можно оставить на шасси - оставляем. Саму плату, конечно, пришлось демонтировать, но вот трансформаторы и конденсаторы я оставил на шасси. Во-первых, потому что при монтаже\демонтаже трансформаторов можно запросто отломить "ушки" кожуха, и потом придется поломать голову как закрепить трансформатор на шасси. Во-вторых, трансформаторы хорошо пропитаны, и случайное попадание влаги - не страшно. В-третьих, шасси и трансформаторы прекрасно отмываются без демонтажа. Отмывка - вода с мылом, это наиболее щадящее средство. В отдельных случаях пришлось использовать спирт, в крайних - ацетон или растворитель. Если на шасси есть следы эрозии - обработка WD-40, после насухо протереть и затем протереть машинным маслом. В сложных случаях, конечно, можно использовать автокосметику, но в данном случае не понадобилось. 

В процессе демонтажа платы, отпаиваемые провода - маркировались, а весь процесс разборки удобно фиксировать на фото - быстрее и проще будет собирать, не надо будет разбирать в схеме. 

Плата отмывается в проточной воде с мылом, при помощи мягкой кисти, ничего страшного с ней не произойдет, но после промывки - сразу сушка феном, особо обратить внимание на катушки (во-первых, не повредить при мойке, во-вторых, тщательно удалить воду из контуров) и на экранированные блоки, например блок УКВ был демонтирован, разобран и отмыт отдельно. С контуров ПЧ достаточно снять экраны. 

После промывки и просушки всех компонентов - сборка:

 Шасси радиолы "Рекорд-353"

Вот что получилось в итоге: 

Первое включение 

В процессе очистки выяснилось, что селеновый выпрямитель неисправен - пришлось заменить. После замены моста и тщательной очистки контактов - радиола запустилась. Электролитические конденсаторы, на удивление, оказались вполне годными - менять не пришлось, а вот с регулятором громкости пришлось повозиться. В общем, посоле устранения всех мелких неисправностей, радиола запела:

Прием - на кусок провода, но пока важно убедиться что все в принципе работает, ну и погонять на приборах не помешает перед установкой в корпус. 

Следующий этап - ЭПУ и корпус радиолы, так что продолжение следует... 

Литература:

  1. Радиола "Рекорд-353"
  2. Радиола "Рекорд-354"

Комментарии

Корпус

Основание корпуса

С корпусом работы на порядок больше, чем с начинкой. Во-первых, потому что он более подвержен внешним воздействиям. Во-вторых, судя по всему, последние несколько лет, приемник провел в экстремальных условиях (полагаю пылился где-то в гараже, при перепадах температуры и влажности). В-третьих, изначально сама конструкция приёмника разрабатывалась по принципу: чем дешевле, тем лучше, и как следствие, корпуса радиол 60-70-х это довольно жалкое зрелище - применение фанеры, оклеенной бумагой и покрытой лаком, деревянные брусочки напиленные как попало и из чего попало, для соединения этих фанер, крышечки из пресованной бумаги и т.д. В-четвертых, реставрация корпуса - это работа на грани (см. Ремонт? Реставрация? Новодел?), тут, как мне кажется, важно справиться с желанием "все переделать и перекрасить" и постараться максимально сохранить внешний вид. Во всяком случае, я стараюсь придерживаться именно такой стратегии.  

Прежде всего, весь корпус был полностью разобран:

Следующий этап - чистка. Прежде чем что-то вообще делать с элементами корпуса - их следует максимально очистить. Сначала все наслоения пыли, грязи, каких-то посторонних включений (на этом экземпляре кроме прочего были следы какой-то краски, и маслянистые следы на фанере) механически удаляются с помощью щеток и кистей. Остатки пыли удаляются влажной (не мокрой!) тряпкой, тут главное понимать, что фанера, из которой изготовлен корпус, как и любая другая фанера не любит влагу. В отдельных случаях, если загрязнение слишком сильное, можно сделать так - намылить тряпку и как следует ее отжать.

Вот так стало выглядеть основание корпуса, после чистки:

 

Вот так гораздо лучше, но до первоначального состояния конечно очень далеко, можно было бы как следует пройтись по нему шлифмашиной, но проблема в том, что пластмассовые ножки не съемные, они заплавлены, кроме того, элементы крепления приклепаны к основанию. Вообще, основание корпуса сделано и выглядит довольно небрежно. И хотя его не видно, все же фанера не имеющая никакого защитного покрытия - это нехорошо. Решено обработать ее антисептиком и покрасить - это будет единственная деталь приемника, которая подвергнется такой варварской процедуре, но я руководствуюсь той же логикой: производитель делал ее небрежно и не позаботился о ее защите, потому что это днище, которого не видно - я придам ей другой вид, руководствуясь этими же соображениями.

И еще один момент. Снизу, к основанию прикручивается картонная крышка, с отверстиями, при снятии которой открывается доступ к плате приемника. Такая же картонка закрывает тыл приемника, чтобы туда случайно никто не залез и не получил удар током. Вообще, эти картонные крышки - это беда приемников тех лет, и головная боль для реставратора. Хорошо если эта крышка вообще есть, плохо, если ее нет или она в ужасном состоянии. И, кажется, ничего нельзя с ней поделать. Ну действительно, это все-таки бумага - со временем коробится, местами рвется, загрязнения с нее удалить практически невозможно. В моем случае, задней крышки нет, но нижняя крышка была. Естественно, она была деформирована, с разрывами и очень грязная. Вот что я сделал: Во-первых, механически удалил все следы грязи. Затем влажной и сильно отжатой тряпкой удалил въевшиеся остатки пыли и грязи. Кроме того, на краю крышки были следы грибка - удаляются при помощи "Белизны" или другой хлоросодержащей бытовой химии. Затем удалил загрязнения, которые не удалялись обычной водой - спиртом. После всех этих процедур крышка стала выглядеть не как новая конечно, но гораздо лучше и вполне приемлемо, если бы не деформации и разрывы. Далее, (не знаю применял ли кто такой способ, или это ноу-хау) крышку утюжим. С марлей и утюгом с отпаривателем, после того как крышка стала ровной - утюжим ее уже без отпаривателя, чтобы в ней не осталось влаги, тем боле ее следует особо тщательно прогреть, если на ней были следы грибка - это убьет те поры, которые внутри крышки и которые не убил хлор. Вот результат работы:

Корпус. Продолжение.

О передней панеле разговор будет отдельный, а вот оставшиеся детали корпуса: крышка, боковинки и основание ЭПУ, которые также выполнены из фанеры, но при этом боковинки и крышка с одной стороны оклеены бумагой и покрыты лаком, а с наружной стороны отполированы - будем отмывать. Основание ЭПУ - с одной стороны оклеено бумагой и покрыто лаком, а так как оно внутри корпуса - не слишком пострадало. С другой стороны - только фанера, к счастью с внутренне стороны практически нет серьезных загрязнений, поэтому основание просто было отмыто с мылом. После сушки - полировка лакированной поверхности любой бытовой полиролью. Тоже самое с боковыми и верхней крышкой. И хотя полировка на боковушках, и тем более на крышке уже имеет трещины (это и старость, и хранение при больших перепадах температуры) полностью сдирать полировку и наносить новую я не стал, ограничившись тщательной отмывкой (сначала с мылом, потом спиртом) и, после сушки - натиркой полиролью с воском. Вот так он стал выглядеть в итоге:

Электро-проигрывающее устройство (ЭПУ)

В радиоле применено электропроигрывающее устройство типа III ЭПУ-38

Состояние ЭПУ до реставрации:

При включении - двигатель работал, но с посторонними шумами, а диск вращался рывками и только на 2-х из 3-х скоростях. 

Естественно - полная разборка, в том числе и двигателя:

Далее - промывка всех без исключения узлов, сушка, смазка. Наиболее капризная деталь ЭПУ - фрикционные ролики. Теоретически их можно было бы попробовать обработать различными "восстанавливающими растворами" или, как советует интернет - 6-12 часовое замачивание в растворе технического 45% амиака. Есть еще способ "оживления" резины с помощью керосина или спирта. Но, предыдущий опыт использования всей этой "восстанавливающей химии", конечно, давал результат, но лишь на некоторое время, после чего - ролики можно было просто выкидывать. Поэтому, был выбран более щадящий способ - ролики замачивались в мыльном растворе на 20-30 минут, после чего промывались и высушивались, а контактная поверхность ролика обрабатывалась мягкой стирательной резинкой, которая удаляет очень тонкий огрубевший слой резины ролика, и немного размягчает оставшийся грубоватый слой. Еще один момент - пружины, в частности прижимные, которые прижимают фрикционные ролики к валу двигателя и внутренней поверхности диска. Растянутые пружины просто укорачивались, а плоским пружинам - придавалась первоначальная форма. В общем, в итоге все заработало.

Передняя панель

Передняя панель - самая сложная и самая ответственная часть корпуса, и с ней больше всего возни. Во-первых, она состоит из разных материалов - пластикового основания, фанерного держателя динамиков и стеклянной шкалы.

Состояние панели до реставрации:

Разборка:

Пластиковое основание имеет несколько дефектов: рамка треснута в двух местах, но один угол поврежден наиболее сильно, часть основания отломана:

Прежде всего основание тщательно отмывается мыльным раствором, загрязнения, которые не удается удалить таким способом - оттираются спиртом, в сложных случаях (например краска) - механически удаляются и шлифуются очень мелкой мелкой шкуркой. Далее, при помощи дихлорэтана, склеиваются "переломы" и трещины.

Восстановление отломанной части, если нет донора, в принципе возможно, есть два способа:
1. Обработать повреждение с помощью надфиля, а из какой-нибудь второстепенной, невидимой части основания вырезать отсутвующую часть и приклеить ее. Обработав после этого мелкой шкуркой. Такое восстановление практически незаметно, но недостаток в том, что для того чтобы восстановить пластмассовую деталь - приходится ее еще больше ломать.
2. Второй способ - отливка из эпоксидной смолы. Т.е. на поврежденной место устанавливается картонная "опалубка" и заливается эпоксидкой. После высыхания смолы тщательно шлифуется. Недостаток этого метода в том, что после восстановления придется красить всю деталь целиком, а это, на мой взгляд, не очень хорошо.
В данном случае, повреждение хотя и значительное - не слишком заметное, поэтому я его пока оставил как есть.

Шкала оказалась в довольно неплохом состоянии, после аккуратной отмывки мыльным раствором, выяснилось что краска имеет всего два незначительных и не очень заметных дефекта (отслоения). Повозиться пришлось только с лицевой частью шкалы, для удаления попавшей на шкалу краски, пришлось использовать ацетон, делать это надо очень аккуратно, чтобы ацетон не попал на обратную сторону.

Ну и наконец фанерное основания динамиков. С ним пришлось повозиться. Во-первых, ткань приклеена к основанию, довольно тонкая, и самое главное имеет заметный неустранимый дефект. Во-вторых, очень грязная, отстирать ее не получилось. В-третьих, имеет девормации, которые также устранить довольно сложно. В общем, ничего другого не остается, кроме как заменить ее на новую.
Сначала старая ткань удаляется с фанерного основания, а само основание тщательно шлифуется шлифмашиной. Лицевая часть основания (та что под тканью) окрашена в черный цвет, видимо какой-то морилкой, но во-первых со временем выцвело, а во-вторых, после шлифовки кое-где появились проплешины. Поэтому с лицевой стороны оно было окрашено черной краской:

Найти точно такую же ткань, какая было использована в радиоле - не удалось, и вряд ли это вообще возможно. Поэтому ткань заменена на канву, черного цвета (это такая основа, которая используется для вышивания). Последовательность обтягивания такая:

  1. Торцы и лицевая сторона тщательно промазываются клеем ПВА (ни в коем случае не использовать канцелярский ПВА, только строительный).
  2. Ткань вырезается по размеру фанеры, с запасом 3-4 сантиметра с каждого края, в качестве шаблона можно использовать старую ткань, но запас лучше делать с запасом - лишнее всегда можно отрезать.
  3. Дать клею подсохнуть в течении 10-15 минут, пока клей сохнет - прогреваем утюг. После того как клей просох - прикладываем ткань и утюгом проглаживаем сначала один торец, при этом надо следить за тем чтобы ткань легла ровно, канва в этом смысле очень удобна. После того как один торец проклеен - слегка натягиваем и аккуратно проклеиваем противоположенный торец.
  4. Тоже самое проделываем с оставшимися двумя торцами.
  5. После того как торцы проклеены - проклеиваем лицевую часть, при проглаживании лицевой части нужно прилагать некоторое усилие, но при этом следить, чтобы ткань не сместилась.
  6. После того как лицевая часть проглажена, делаем последний штрих - аккуратно промазываем обратную сторону, ту часть, которая будет прикрыта тканью, даем клею слегка подсохнуть, укладываем углы и проглаживаем.

Еще один момент, чтобы ткань была хорошо натянута, перед наклейкой её надо чуть-чуть намочить чистой водой из пульверизатора, дать немного полежать, чтобы она равномерно увлажнилась.

Вот что получилось в итоге:

Сборка передней панели:

Сборка

Здесь описывать особо нечего, разве что последовательность действий. Сначала полностью собирается корпус - устанавливается верхняя крышка, передняя панель. После того как собран корпус - устанавливаем шасси, затем ЭПУ. Подключаем, еще раз проверяем все соединения и включаем. Результат на фото:

И, конечно, видео. Извиняюсь за качество, снимал на то, что оказалось под рукой.