Автор: Александр Александров (RA3RIC)
Когда мне привезли “БЕЛАРУСЬ-53” я был поражен его габаритами, он был даже больше “Мира”. Он был вообще самый большой настольный радиоприемник из выпускавшихся в нашей стране. Его дизайн был строг, ненавязчиво использовался национальный белорусский орнамент (это драпировка динамиков и декоративный узор в обрамлении индикатора настройки). Цветовая гамма выдержана в теплых коричнево-красноватых тонах.
В оформлении корпуса участвовали художники Всесоюзной торговой палаты, а так же ведущие белорусские художники и архитекторы. Вид у него очень солидный, он наверное хорошо смотрелся в больших кабинетах с дубовыми панелями. Шкала настройки довольно сдержанная, при включении создавался эффект свечения надписей на ней, зеленоватым светом. Две вспомогательные стрелки по краям шкалы для указания режимов работы, блестели золотом. На задней крышке все надписи были так же выполнены золотым тиснением. Но самое главное меня ждало внутри корпуса, хотя удивить приемником меня трудно, не один десяток их прошел через мои руки. Такой элементной базы и такой технологии не было ни в одном радиовещательном приемнике, да и среди связных профессиональных многие выглядели бледнее.
Однако пора перейти к фактам. Изнутри корпус был тщательно прокрашен серебряной краской, это создает экранирующий эффект, что то вроде современной металлизации на внутренней поверхности корпуса спецтелефона П-171Д, который сверху выглядит вполне пластмассовым и радиопрозрачным. Отверстия в экранах трансформаторов ПЧ заклеены этикетками с эмблемой завода и сверху еще стоит штамп ОТК.
Выходной трансформатор значительно превосходит по габаритам силовой от приемников типа АРЗ. Диаметр увесистого маховика 10 см. Хотя шкивы на КПЕ я видел и побольше. Но зато привод от КПЕ независимый на ручку настройки и на стрелку, что положительно сказывается на плавности настройки. Стрелка настройки не болтается на шелковой нитке, а крепится к каретке, которая перемещается по стальной направляющей диаметром 6 мм, при помощи стальной струны. Для ламп УВЧ и преобразователя применены панельки военного образца из керамики, остальные ламповые панельки так же высокого качества с посеребренными выводами, тоже можно сказать и про переключатель фиксированных настроек, галетники, даже резисторы ВС с посеребренными выводами. Никаких конденсаторов в бумажных корпусах типа КБ, только герметизированные КБГ. Детали видимо проходили входной контроль, на электролитах стоял штамп ОТК. Все очень аккуратно, все резьбовые соединения законтрены краской. Причем для монтажа конструктивных элементов применяются именно резьбовые соединения, а не более дешевый способ путем загиба лапок. Даже узел с индикатором 6Е5С зафиксирован не пружинкой, а удобным винтом с большой головкой и боковой насечкой. Чувствуется, что на первом месте было качество и долговечность, а не себестоимость.
Прочистив все серебренные контакты нашатырным спиртом включил приемник в сеть. 6Е5С зазеленела вполне прилично, фон был совсем небольшой, значит электролиты еще не высохли. Подключил антенну и пробежался по диапазонам, чувствительность отличная, никаких свистов и примет расстройки трансформаторов ПЧ.
В общем все работает примерно так как и пятьдесят лет назад, только немного хрустит регулятор громкости, в начале регулировки. Хочется отметить высокое качество контуров, которые не расползлись с годами. Были некоторые сомнения о целесообразности режима “Бесшумная настройка” и я решил это проверить на СВ. Сразу же пропал треск от ЛЭП, которая проходит в 20 метрах от моего дома и станции стали мягко выплывать из тишины как на УКВ приемнике с включенным шумоподавителем. Электронно-оптический индикатор 6Е5С показывал почти на все станции 120 процентов с полным перекрытием (сленг радиохулиганов из семидесятых). Дополнительный узкополосный каскад УПЧ перед индикатором как и задумано облегчал настройку на станции, особенно в режиме “Широкая полоса”. Перешел на ДВ и переключил приемный тракт в режим прямого усиления, это уже другой мир эфира, никакой суеты, никаких преобразований – только чистое усиление, что то вроде HI-ENDа у аудиофилов.
Кстати о стабильности гетеродина, в течении месяца я слушал “Немецкую волну” в диапазоне 31 метр не пользуясь ручкой настройки, ночью потихоньку вставлял вилку в розетку и садился за компьютер, сетевой выключатель не трогал, что бы не щелкать посреди ночи. За весь месяц, я ни разу не подстраивал приемник. Регулятор громкости тоже не трогал, АРУ отрабатывала отлично. В очередной раз я убедился, что современное домашнее радио, кроме синтезатора и связанного с ним сервиса ничего не приобрело, а по многим параметрам деградировало на более низкий уровень. Инструментальный контроль я проводить не стал, все таки приемник не связной и задачи у него другие.
Теперь о звуке, не хочу попугайничать, но без больших динамиков и громадного (по внешним габаритам 137 литров) корпуса такого звучания не добиться. По сравнению с ним пластиковый Panasonic выглядит бледно. Реально же, все мои эксперименты со звуком кончились тем, что перепаяв выходные 6П3С в триодный режим (на эти ничтожные изменения в схеме я решился не сразу) стал слушать через “БЕЛАРУСЬ-53” на средней громкости все то, что не требует стереоэффекта и широкой полосы сверху- блюзы ,танцевальную музыку 30 годов и т. п. Слушать можно долго и с удовольствием.
Немного о сервисе, такого полного набора, как “Бесшумная настройка”, “Фиксированные настройки”, режим прямого усиления, отдельный УПЧ для электронно-оптического индикатора, не имеет ни один другой радиоприемник.
Вместе с приемником я получил конверт, в нем лежали две книжечки с цветными обложками из глянцевой бумаги с золотым орнаментом, список ремонтных организаций и принципиальная схема, которую хотелось положить под стекло на стол. Шрифт был не примитивный Courier New, а что то в духе первой половины прошлого века с завитушками и кренделями. Особенно хороши были названия ламп на схеме, такие цифры я видел на отрывном календаре 1941года. Именно так и надо писать названия октальных ламп. Толстенькая в 56 стр. “Инструкция” напомнила мне техописание связной аппаратуры военной авиации. Подробнейшая спецификация (на каждую индуктивность приводилось 6 параметров), диаграмма напряжений, диаграмма сопротивлений, кинематическая схема. На картинке с изображением антенн был нарисован не сельский домик, а небоскреб с часами (видимо минский Биг-Бенд). В общем добротная инструкция лучше и желать нечего. Стиль языка был предупредительно вежливым и доброжелательным, не было сухости и пренебрежительности как в инструкциях 70-80 годов.
Интересная особенность книжечки “Паспорт”, в ней начисто отсутствовала графа ЦЕНА, что для тех лет очень странно, видимо приемник не предполагали реализовывать через розничную сеть. Графы торгующей организации были чистые. Похоже владельцем аппарата была богатая организация получившая его по распределению. Конечно высокое техническое совершенство этого радиоприемника объясняется тем, что он не предназначен для простых смертных, его слушатели были люди из высшего общества.
Комментарии