Автор: Лаврентий Лишин
Россия - Родина телевидения?
(Вместо преамбулы)
"Россия - Родина слонов!" - это ключевая фраза известного и довольно едкого анекдота, клеймящего комчванство и неуемное стремление наших прежних властителей везде и всюду любыми средствами утверждать ложно понятое национальное, а с ним свое первенство. И тем не менее... Когда-то именно на просторах России бродили самые крупные и мощные слоны - мамонты, так что некоторые основания к утверждению, с которого мы начали, все же есть. Другой вопрос, что мамонты вымерли. Увы, наша история пестрит многими примерами, когда резво стартовав, мы в итоге плетемся в хвосте в условно живом состоянии. История телевидения тоже богата примерами этого рода. Ныне наше техническое отставание от ведущих огромно - и многие, проецируя его на прошлое, убеждены: так всегда было! А так ли это на самом деле?
Примерно за 20 лет до изобретения кинематографа почти одновременно и безусловно независимо португалец де Перейра и наш И. Полумордвинов впервые высказали идею и соображения о возможных способах реализации дальновидения. Сам термин "телевидение" родился на рубеже двух столетий - его автор русский инженер К. Перский, который ознакомил мир с этим термином на выставке в Париже в 1903 г. Признанный создатель электронной системы телевидения - русский эмигрант В. Зворыкин, он был учеником того самого Б. Розинга, который в 1911 г. в Санкт-Петербурге впервые публично продемонстрировал электронное телевизионное изображение с помощью катодно-лучевой трубки Брауна. Покинув Родину, Зворыкин безусловно унес идеи учителя, упавшие на благодатную почву иной страны. И вот еще что - первая электронная система телевидения создана на фирме RCA, основанной другим русским эмигрантом - Д. Сарновым.
Известно, что завершающим штрихом на пути к электронному телевидению стало изобретение в 1931 г. иконоскопа - первой передающей электронно-лучевой трубки. Но на 51 день раньше Зворыкина заявку на трубку с трехслойной мишенью и накоплением зарядов, аналогичную иконоскопу, подал тогда молодой, а впоследствии один из самых уважаемых телевизионщиков нашей страны, впрочем и мира, С. Катаев. Научно-техническая общественность приоритет, и в общем справедливо, оставила за Зворыкиным, который за 5 лет до этого заявил несколько схем и способов реализации электронно-лучевых приемных трубок, правда не совсем иконоскопов.
К разработке первой советской экспериментальной системы электронного телевидения группа молодых ученых, возглавляемая 30-летним профессором Я. Рыфтиным, приступила под влиянием лекций В. Зворыкина, прочитанных им в Москве и Ленинграде. Но что интересно, отечественный вариант электронного телевидения был создан через год после лекций и менее чем два года спустя после американской - стремительность ее создания поразила даже Зворыкина. Это свидетельствует об огромном накопленном потенциале. А если бы усилия Катаева и его коллег не тормозились... И в те времена "начальство не пущало, пока за рубежом не пропищало!"
Два Павла Васильевича Шмаков и Тимофеев в 1933 г. разработали трубку с электронным переносом изображений, а следовательно и с соответствующим усилением - важный, и заметим, первый шаг к трубкам с высокой чувствительностью. Несколько позже (и тоже первым в мире!) Г. Брауде, безусловно, самый изобретательный телевизионщик России, разрабатывает двустороннюю мишень. Объединение секции переноса трубки Шмакова-Тимофеева с мишенью Брауде вело к созданию суперортикона - самой чувствительной передающей трубки, долгие годы проработавшей в телевидении. К сказанному можно добавить еще многое, где приоритет принадлежит советским ученым и, прежде всего, ученым России, но в короткой заметке всего не упомянешь. Поэтому в завершении скажем о самом важном, на мой взгляд, вкладе в мировое телевидение - речь идет о действующей ныне системе 625/50 - мировой системе телевизионного разложения для стран с частотой сети питания 50 Гц. Система эта рождена и реализована как вещательная в 1948 г. в России и лишь годы спустя к ней присоединились другие страны. Авторы идеи такой системы С. Катаев и С. Новаковский высказали ее в 1944 г.
Итак, идеями и приоритетами мы не обижены и все же в начале немного, а теперь трагически отстаем. Отвечая на вопрос поставленный в заголовке, следует безусловно согласиться, что Родиной телевидения Россия не стала и вся драма в том, что она могла бы ею стать в иных условиях. Причин того, почему на уровне идей и теории даже сейчас мы не уступаем лидерам, а их реализацию упорно проваливаем, очень много. Прежде всего "самая передовая в мире советская наука" всегда и ныне оставалась Золушкой, кормясь лишь объедками бюджета. Даже престижные: атомная бомба, космос и в лучшие времена голодали. Известно, чем ближе к реализации, тем выше финансовые вложения и риск. В СССР и ныне в России на науку денег не хватает. Поэтому финансовое и техническое обеспечение разработок ни в какое сравнение с Западом не идет, а чиновные командиры науки риска принципиально избегали - вот и ждали, когда что-то проклюнется за рубежом. Более того, самые левые радикалы - коммунисты построили государственную систему самого правого консервативного толка, в которой любые изменения, в том числе технико-технологические, происходили по неизбежности. Поэтому у нас любили усердно, но не торопясь, догонять и видели крамолу в любой попытке всучить нечто новенькое. Стоит ли удивляться столь многочисленным у нас драмам - личным и целых коллективов. Вот характерный пример. К разработке ТВЧ наши ученые приступили на несколько лет раньше японцев и добились ощутимых успехов. Эти работы были свернуты за ненадобностью (излишней новизной!) как раз тогда, когда Sony начинала свои!
Россия, и ее телевидение тоже, располагает прекрасными учеными и инженерами, по крайней мере, многие из покинувших Родину подтвердили это делом. Я мог бы привести список наших телевизионщиков, с которыми еще недавно бок о бок работал, теперь они вышли на ведущие позиции в качестве сотрудников очень солидных зарубежных фирм. Там они смогли реализовать те идеи, пробивая которые здесь лишь набивали шишки. Такая ситуация позорна, но у нас "стыд глаза не застит".
Считаем необходимым и полезным объективное освещение истории телевидения и становления его различных направлений. В нашем прошлом есть чему поучиться и понять, чего следует остеречься. Вот почему считаем нужным открыть рубрику истории. К сожалению, историей телевидения в России занимаются не профессионалы, а немногие энтузиасты - свидетели и непосредственные участники событий, среди них и в первую очередь профессор С.В. Новаковский, проработавший в телевидении с истоков электронного вещания.
Рубрику мы открываем серией очерков по истории российской видеозаписи, автор которой Лаврентий Григорьевич Лишин, заслуженный работник культуры РФ, кандидат технических наук, начинал еще с разработок первого советского видеомагнитофона. Это очерки субъективные, очерки свидетеля и участника событий - и тем они, на мой взгляд, интересны. Некоторую трактовку событий можно было бы и оспорить, однако мемуарист имеет право на собственное видение. История отечественной видеозаписи - это отдельные успехи, но больше бури и ошибочные решения. Автор касается их, однако касается сдержанно и только между строк можно угадать действительное напряжение, споры и давление свыше, которые вели иногда к роковым решениям.
Когда во время Московской Олимпиады я беседовал с представителями различных телекомпаний, они достаточно хорошо отзывались о нашей студийной аппаратуре "Перспектива", только что появившейся, но даже вежливость не могла удержать их от суровой критики видеозаписи. Как мы пришли к этому? Ответ, хотя и завуалированный, все же содержится в предлагаемых очерках. Надеемся, что читателям будет интересно познакомиться с тем, как создавалась отечественная видеозапись, ну а как она дошла до нынешнего состояния - это остается за угадываемым кадром.
Леонид Чирков Очерк 1. Первые успехи
В конце 50-х годов почти все телепередачи шли в "прямом" эфире и трудно было себе представить, что через 30 лет все программы будут воспроизводится с видеоленты. Технологическую революцию на телецентрах совершили видеомагнитофоны, первое упоминание о которых появилось в печати в 1956 г. Их первым изготовителем стала фирма AMPEX (США), которую cоздал русский (!, прим. ред.) эмигрант Александр Михайлович Понятов. Полковник царской армии, он имел право на титулование "Его Превосходительство" или по английски Exellence. Аббревиатура, составленная из первых букв в английской транскрипции имени, отчества и фамилии и двух первых титула Понятова, и стала названием фирмы. А.М.Понятову удалось собрать очень сильный коллектив разработчиков, среди которых, например был и столь знаменитый ныне Р. Долби. Реализация AMPEX видеозаписи произвела очень сильное впечатление. Многие годы в аппаратных видеозаписи во всем мире висели фотографии Понятова, а сам процесс записи часто и достаточно долго называли "ампексированием".
Тогда многие, в том числе русские, конструкторы мечтали о создании магнитофона для записи ТВ изображений. Так, в институте Звукозаписи (ВНАИЗ) еще в 1956 г. под руководством Б.И. Черняева проводилась НИР по записи ТВ (сохранился лишь черновик рабочей программы по этой теме), но она закончилась неудачей, так как в основу аппарата был заложен способ записи нескольких составляющих видеосигнала на параллельных продольных дорожках.
Проблема создания видеомагнитофона стала особенно актуальной после Американской выставки, проходившей в 1958 г в Сокольниках. На выставке состоялась встреча американского посла с Н.С. Хрущевым, которая была записана на видеомагнитофон. Видеолента с записью встречи была подарена Н.С. Хрущеву, который направил ее на расшифровку во ВНАИЗ. Мы впервые увидели ленту шириной 2 дюйма с поперечно-строчной записью видеосигнала и "расшифровать" не смогли. В условиях "холодной войны" работы по видеозаписи были засекречены, поэтому получение серьезной технической информации исключалось.
По решению ЦК КПСС работы по видеозаписи начались параллельно в Москве (ВНАИЗ) и в Ленинграде (Ленкинап и ВНИИТ). Хотя в основу московского и ленинградского аппаратов был заложен один и тот же способ поперечно-строчной записи вращающимися головками сигнала с частотной модуляцией низкой несущей, но пути разработчиков разошлись. Создатели "Кадра", так был назван московский видеомагнитофон, руководимые к.т.н. В.И. Пархоменко (А. Гончаров, В. Лазарев, А. Спирин, И. Орехов, А. Ланген, П. Зон, Л. Маркович, Л. Лишин и др.) поставили перед собой задачу обеспечить взаимозаменяемость собственной видеофонограммы с зарубежными. Ленинградцы, руководимые М.Г. Шульманом, применили в своем видеомагнитофоне КМЗИ ленту шириной 70 мм, что явилось грубой ошибкой и полностью исключило возможность воспроизведения зарубежных программ.
Упорство и настойчивость москвичей были вознаграждены: они первыми подготовили макет видеомагнитофона к работе. 20 февраля 1960 г. состоялось "историческое" событие. Газета "Советская Россия" в заметке "Это вы увидите сегодня" сообщила о передаче по центральному телевидению экспериментальной программы в записи на магнитной ленте. На улицу Качалова, 24, к Дому Звукозаписи подъехала ПТС. Телекамеры установили прямо в концертной студии, а кабели прокинули на 6-ой этаж, где находился видеомагнитофон. Состоялся эстрадный концерт, который вела известный в то время диктор Светлана Жильцова. Его мы записали и пригласили посмотреть артистов, среди которых выделялся ведущий артист оперетты Владимир Аркадьевич Канделаки. Мне запомнилось восхищение на лицах артистов. Ведь они впервые в жизни себя увидели на телеэкране сразу после выступления, когда еще живы их эмоции. Ранее их снимали на кинопленку, которую проявляли и показывали через неделю-другую, когда все эмоции забывались.
Записанный концерт был воспроизведен, по кабелю подан на ПТС и передан через телецентр на Шаболовке в эфир. Это было 34 года тому назад и тогда мы отставали от ведущих зарубежных фирм всего на 4 года.
Очерк 2.
Макет первого "Кадра-1" создавался усилиями большого коллектива специалистов института. Сердце видеомагнитофона - блок видеоголовок (БВГ) сконструировал И. Орехов. Для БВГ потребовался уникальный электродвигатель, который при малых размерах разгонял бы блок до частоты вращения 15 000 об/мин - его создал А. Ланген, в будущем доктор наук. Но самой сложной задачей оказалась разработка вращающихся видеоголовок. Их создатели, В. Пархоменко, А. Гончаров, Л. Маркович и др., довольно быстро убедились, что обычные материалы, при относительной скорости головка/лента - 40 м/с, изнашиваются буквально за несколько десятков часов. Пришлось заказывать у специалистов ЦНИИЧЕРМЕТ специальный сплав для сердечников головок. Вскоре удалось создать отечественный сендаст - уникальный материал, позволивший увеличить износостойкость до 100 часов.
Инженеры А. Гочаров, А. Спирин, Г. Иванов и др. создали ряд принципиально новых блоков для канала изображения видеомагнитофона, а В. Лазарев разработал системы авторегулирования узлов лентопротяжного механизма (ЛПМ), сконструированного П. Зоном и И. Ореховым. Только звуковые и управляющие каналы удалось сделать транзисторными - видеоканалы остались ламповыми, так как частотные свойства отечественных транзисторов в то время были очень низкими и не годились для телевизионных блоков.
Путь от первой записи к созданию телепрограмм на ленте оказался трудным. Прежде всего нужно было обеспечить возможность воспроизведения видеофонограммы, записанной на другом видеомагнитофоне. Для этого строчки на ленте должны быть не только строго определенных размеров, но и записываемые сигналы на них должны быть одинаковыми. Даже незначительные отклонения размеров или неточная установка головок на вращающемся диске БВГ приводили к искривлениям вертикальных линий на изображении.
Для решения проблемы установки головок под углом 90 градусов, диск сделали разрезным и регулировали угол конусными винтами по изображению. Разброс параметров головок также приводил к отличию яркости одного сегмента от другого (одна головка записывала сегмент, содержащий 16 ТВ строк). Вот и получалось, едва отрегулировал изображение по самой плохой головке на диске, как головки изнашивались и нужно было снова заменять БВГ.
Чтобы решить эти проблемы порой приходилось рядом с записаной лентой класть на полку БВГ и хранить его вместе с лентой до передачи в эфир. Именно тогда возникла и осталась во мне на всю жизнь неприязнь к сегментному способу записи и многоголовочным видеомагнитофонам. Уже к середине 60-х годов на всех телецентрах, эксплуатировавших четырехголовочные видеомагнитофоны периодически возникала проблема: где отремонтировать БВГ? С годами она только усугубилась.
Далее следует учесть, что ТВ программу сразу записать невозможно, нужен монтаж программы на видеоленте. На первых порах его делали также как на кинопленке: т.е. разрезали видеоленту вдоль вертикальной строчки и склеивали липкой лентой. В институте был сконструирован специальный станок для резки ленты, которым пользовались на телецентре. Через некоторое время появился "электронный монтаж" по звуковым меткам или по счетчику, который использовался до середины 80-х годов.
Изготовив несколько видеомагнитофонов "Кадр-1", наше руководство решило перейти к их эксплуатации и мы переехали в Телетеатр на площадь Журавлева. В то время в Телетеатре ТВ комплексом руководил В.Ф. Амириди - большой любитель новой техники. Его доброжелательность и отзывчивость позволили преодолеть массу неприятностей, возникших на первом этапе. Например, усилители мощности для управления двигателями ЛПМ были выполнены на мощных лампах ГУ-50. Их баллоны конструкторы расположили горизонтально на задней стенке видеомагнитофона, что не обеспечивало хорошего теплоотвода. Однажды нам пришлось записывать выступление Н.С, Хрущева в ГДРЗ. Его речь затянулась, сетки ламп раскалились и вознила угроза срыва записи. Пришлось взять в руки по вентилятору, лечь сзади аппарата и охлаждать лампы, пока речь не закончилась. Так мы на практике узнали что значит "эфир" и почему профессиональный видеомагнитофон должен непрерывно работать в течение суток без отказов.
О работе первых видеомагнитофонов узнали молодые кинорежиссеры. Один из них - В. Литовчер, решил с помощью видеомагнитофонов снять небольшой фильм "Рабочий день В.И. Ленина". Для нас это была реклама, хотя работать пришлось напряженно. Фильм был создан по тем временам в рекордно короткий срок - за несколько месяцев к нужной дате и стал первым фильмом, созданным у нас без кинокамеры.
Комментарии