Автор: Брудский А.Ю. UA0AAM
В последние 2-3 года, резко возросло число радиолюбителей, интересующихся помимо повседневной работы в эфире, историей развития средств связи. В этой статье хочу сообщить интересующимся о некоторых экземплярах связной техники, поставлявшихся в годы II Мировой войны из США по договору о «Ленд-лизе» через торгово-закупочную Правительственную комиссию СССР в США, называвшуюся «Амторг».
Начну с краткого описания переносной радиостанции V-100-B, выпуска май 1944 год, которая занимает «почетное» место в моей радиоколлекции. Полное название радиостанции: «Model V-100-В Portable Radio Transmitter-Receiver». Первые радиостанции этого типа назывались V-100 и были созданы в 1942 году в США фирмой «Pilot Radio Corporation», размещавшейся на Лонг Айленде в штате Нью-Йорк.
Комплект радиостанции V-100-B
Приемо-передатчик V -100-B
Диапазон волн от № 120 до № 280 т.е. от 3000 Кгц до 7000 Кгц. В те годы шкалы связной военной аппаратуры градуировались в номерах волн, а пересчет в частотный диапазон можно было осуществить по прилагаемым таблицам. Диапазон работы передатчика был раздел на два поддиапазона:
от волны № 120 до волны №200
от волны № 200 до волны №280
Кроме того, передатчик имел четыре фиксированные частоты: 3250 Кгц, 4000Кгц, 4750 Кгц, 5500 Кгц, т.е. волн №№ 130,160,190 и 220.
Приемник радиостанции плавно перекрывал диапазон частот от 3000 Кгц до 7000 Кгц.
Питание передатчика осуществлялось от ручного генератора («солдат-мотора») GN-45. Приемник мог питаться от того же ручного генератора, а так же от сухих батарей.
Мощность в антенне передатчика была 5W при работе ТЛФ и 15W при работе ТЛГ.
При работе ТЛФ передатчик допускал глубину модуляции 95%. Мощность, потреблявшаяся от ручного генератора, составляла 55W.
Приемник имел чувствительность порядка 4-х микровольт при максимальной выходной мощности 0.9W.
Радиостанция комплектовалась четырьмя видами антенн:
а) 2.5 метровый складной штырь телескопического типа
б) диполь, подвешиваемый на двух мачтах высотой 6.6 метра
в) вертикальный излучатель (мачта); каждая из мачт могла быть использована как отдельный вертикальный излучатель.
Дальность действия радиостанции на диполь могла достигать 100 и более километров.
V-100-B размещалась в трех упаковках и соответственно переносилась тремя бойцами.
Вес станции был следующий:
Ранец с приемо-передатчиком: 22.7 Кг
Ранец с ручным генератором:15.7 Кг
Ранец с антенным устройством: 18.0 Кг
____________________
Всего: 56.4 Кг
В передатчике применялись лампы:
Задающий генератор - 6J5 (триод)
Буфер-удвоитель и кварцевый генератор - 6V6 (пентод)
Выход усилителя мощности - RK25 (пентод)
Микрофонный усилитель - 6SS7 (пентод)
Модулятор - 6ST7 (двойной диод-триод)
Приемник супергетеродинного типа работал на батарейных лампах одно-вольтовой серии:
УВЧ - 1N5GT (пентод ВЧ)
Первый гетеродин и преобразователь - 1A7GT (пентагрид)
Усилитель ПЧ - 1N5GT (пентод ВЧ)
Второй гетеродин - 1A5GT (пентод)
Второй детектор и 1-й УНЧ - 1H5GT (диод триод)
Выходной УНЧ - 1А5GT (пентод НЧ)
Передатчик в режиме ТЛГ потреблял от ручного генератора 115 мА при 500V, а при работе ТЛФ около 80 мА. Напряжение накала ламп передатчика 6.3V, ток накала 2.5А.
Питание приемника могло осуществляться и от отечественных батарей БАС-80 и щелочного аккумулятора 4-НКН-10.
Радиостанция комплектовалась двумя полевыми телефонными аппаратами в добротных кожаных сумках. Модель называлась ЕЕ-8-А, а также головными телефонами (наушниками) типа R-14 фирмы «Radio Speakers Inc.», которые на протяжении многих лет были очень популярны как в армии США, так и у радиолюбителей.
Полевой телефонный аппарат EE-8-A
Головные телефоны R-14
После окончания II Мировой Войны, вся тяжелая техника, поставленная нам союзниками по договору о «Ленд-лизе», как то: автомобили «Студебеккер», «Додж 3/4», «Виллис» (джипы и амфибии), а также танки: «Матильда», «Валлентай», «Черчилль» и весь оставшийся в строю авиационный парк самолетов:
Р-39 «Аэрокобра» - истребители
Р-40 «Киттиххаук» - истребители
Р-63 «Кинг-Кобра» - истребители
выпускавшиеся в США фирмой «Белл-Эйркрафт», а также средние бомбардировщики
Б-25 «Боинг»
А-20 «Бостон»
Транспортные
Си-47 «Дуглас»
и гидросамолеты «Каталина», были возвращены в США, согласно договора.
Исключение составила приемо-передающая связная техника, которая в послевоенное время многие годы использовалась в народном хозяйстве. Например, в геологии, угольной и лесной промышленности долгое время эксплуатировались такие американские радиостанции, как: V-100-B; SCR-284; SCR-399, а также канадские 19МК, демонтированные с танков «Матильда».
Если у читателей возникнет интерес, в следующей статье смогу более подробно остановиться на описании этой, популярной у советский радиолюбителей в 50-х – 60-х годах, коротковолновой радиостанции, имевшей в ту пору возможность работы кроме КВ диапазона, еще и частоту на УКВ – 240 Мгц в режиме ТЛФ.
В пунктах радиоконтроля ГИЭ и узлах дальней магистральной связи долгое время эксплуатировались радиоприемники AR-88F;AR-88LF, выпускавшиеся в 40-х годах крупнейшей американской фирмой «RCA».
На приемных узлах связи речных пароходств работали радиоприемники HRO-5T,а на передающих – передатчики BC-610E (из состава SCR-399). На судах типа «река-море» поставленных по «ленд-лизу» хорошо зарекомендовали себя радиостанции TBW-5, выпускавшиеся в Балтиморе, штат Мэриленд фирмой «Вестингаус Електрик ». Иметь приемник и передатчик КВ-диапазона этой станции – было заветной мечтой опытных коротковолников в 60-е годы, т. к. в этот период происходила замена на речных судах иностранной аппаратуры на отечественную.
В дальнейшем, а точнее в начале 60-х годов, вся «уцелевшая» вышеперечисленная аппаратура, по согласованию Министерства средств связи и ЦК ДОСААФ, была безвозмездно передана в распоряжение радиоклубов для использования на коллективных радиостанциях при обучении радистов, а также в целях дальнейшего развития и популяризации радиолюбительского движения.
В заключение хочу поблагодарить за оказанную мне информационную поддержку в подборе материала при написании данной статьи, бывшего полярного радиста с большим опытом работы и прекрасного радиолюбителя, В.И. Шелкова UA1BJ.
73!
Комментарии