Ламповый катушечный магнитофон 2 класса "Астра-2" выпускался Ленинградским заводом "Техприбор" с 1962 и по 1966 год включительно. Магнитофон предназначен для двухдорожечной записи и воспроизведения звука на ферромагнитной ленте типа 2, СН или типа 6 с катушками №18. Запись производится от микрофона, трансляционной сети и звукоснимателя. Предусмотрена ускоренная двусторонняя перемотка ленты.
Переход с одной дорожки на другую производится перестановкой и переворачиванием катушек с левого на правый узел. Магнитофон может быть использован в комплекте с выносной акустической системой, которая дает объемное псевдостереофоническое звучание, приближающееся к естественному звучанию в концертном зале за счет разделения полосы частот по двум каналам.
Скорость протяжки ленты при записи и воспроизведении 9,53 и 4,76 см/сек. Продолжительность непрерывной работы при скорости 9,53 см/сек - 1 ч, а при скорости 4,76 см/сек - 2 ч на каждой дорожке (для лент толщиной 55 мкм на катушке 350 м).
Магнитофон имеет индикатор уровня записи, раздельные регулировки тембра по высшим и низшим звуковым частотам, регулятор уровня записи (регулятор громкости при воспроизведении), указатель места записи, устройство "Автостоп", отключающее питание от электродвигателя при обрыве ленты и в конце рулона ленты, кратковременный "Стоп", блокировку включения на "Запись".
В комплект магнитофона может входить акустическая система, состоящая из низкочастотного агрегата и двух высокочастотных громкоговорителей.
Магнитофон собран в деревянном декоративно оформленном ящике-футляре, приспособленном для переноски, закрытом с лицевой стороны пластмассовой решетчатой панелью. Крышка магнитофона съемная. Под ней находится верхняя панель лентопротяжного механизма, на которой расположены два подкатушника с катушками, ручки переключателя рода работы, громкости и тембра, счетчик метража ленты, индикатор уровня записи, блок головок, закрытый в передней части кожухом панели, а в задней части - съемной крышкой. В щель между кожухом и съемной крышкой блока головок заправляется магнитная лента. Под крышкой расположены универсальная и стирающие головки, ведущий вал, прижимный ролик и механизм остановки двигателя при окончании магнитной ленты или ее обрыве. Два динамических громкоговорителя расположены на передней и правой боковой стенках футляра. Входные гнезда магнитофона находятся на левой боковой стенке ящика, а выходные гнезда, шнур питания, переключатель сетевого напряжения с предохранителем расположены в заднем отсеке футляра, закрытом пластмассовой крышкой. В этом отсеке хранятся также микрофон, соединительный шнур, запасные предохранители и резиновые запасные пассики.
Габариты магнитофона 400 х 320 x 190 мм, вес 12 кг без акустической системы.
Каскады:
- Первый и второй каскады универсального усилителя записи и воспроизведения - на лампе Л1 типа 6Н2П.
- Третий каскад универсального усилителя записи и воспроизведения, четвертый каскад усилителя воспроизведения и генератор стирания и подмагничивания (в режиме записи) - на лампе Л2 типа 6Н1П.
- Оконечный каскад усилителя записи и воспроизведения - на лампе Л3 типа 6П14П.
- Индикатор уровня записи - на лампе Л4 типа 6Е1П.
- Выпрямитель - АВС-80-260.
Электрические показатели
Чувствительность от микрофона не хуже 3 мВ, 200 мВ от звукоснимателя и 10 В от трансляционной сети.
Рабочий диапазон частот при скорости 9,53 см/сек 50 - 10 000 Гц, при скорости 4,76 см/сек 50 - 5000 Гц.
Относительный уровень шумов не хуже - 35 дБ.
Коэффициент нелинейных искажений на частоте 400 Гц не более 5%.
Коэффициент детонации при скорости 9,53 см/сек не более 0,6%.
Выходная мощность - 2 Вт.
Питание
Магнитофон работает от сети переменного тока 50 Гц, напряжение 127 или 220 В. Мощность, потребляемая от сети, не более 70 Вт. Допустимые колебания напряжения сети +-10%.
Электрическая схема
В магнитофоне применен универсальный усилитель, работающий в режиме записи и воспроизведения. Усилитель состоит из четырех каскадов на лампах пальчиковой серии.
Универсальный усилитель на лампах 6Н2П, 6Н1П, 6П14П смонтирован на отдельном шасси. В режиме "Запись" работают лампы JI1, левый триод лампы Л2 и лампа Л3. Лампа Л4 - индикатор уровня записи. Запись можно вести от микрофона, звукоснимателя, радиоприемника и трансляционной линии, для чего на входе усилителя имеются гнезда "М", "Зв" и "Р". При записи от микрофона напряжение подается на управляющую сетку левого триода лампы Л1, а при записи от других источников сигнала ("Зв" и "Р") - на управляющую сетку правого триода лампы Л1. Первый каскад усилителя в этом случае в работе не участвует. Уровень записи регулируют потенциометром R12.
В режиме воспроизведения все каскады работают как усилительные, а в режиме записи один из каскадов, собранный на правой половине (по схеме) лампы Л2 типа 6Н1П, используется как генератор напряжения высокой частоты.
При записи универсальная головка подключается в анодную цепь левой половины (по схеме) лампы Л2 контактами переключателей П1Б и П1Г. Контроль при записи ведут через внутренние громкоговорители 1ГД-28: для этого оконечный каскад подключается к третьему каскаду усилителя контактами переключателя П1Г. Напряжение к управляющей сетке лампы индикатора уровня Л4 подается с анода лампы Л3 через конденсатор С2.
Генератор высокой частоты собран на лампе Л2 (правая половина), в анодной цепи которого находится колебательный контур Тр4. При этом анодная цепь лампы замыкается контактами переключателя П1Г. Стирающая магнитная головка включена в цепь колебательного контура генератора, настроенного на частоту 45+-15 кГц.
При воспроизведении работают все пять каскадов усилителя. Универсальная магнитная головка через контакты переключателя П1А подключена к управляющей сетке левого триода лампы Л1.
Регулятором громкости (он же регулятор уровня записи в режиме записи) является потенциометр R12. Тембр регулируется раздельно на низших частотах - потенциометром R38, a на высших - потенциометром R39.
В усилителе предусмотрен линейный выход после третьего каскада, на котором обеспечивается линейная частотная характеристика и минимальные нелинейные искажения. Для этого в цепь нагрузки третьего каскада включены гнезда "Линейный выход" ("ЛВ").
Напряжение звуковой частоты на управляющую сетку лампы оконечного каскада усилителя Л3 подается через разделительный конденсатор С34 и контакты П1Г.
В анодной цепи оконечного каскада включен выходной трансформатор, вторичная обмотка которого нагружена на два динамических громкоговорителя 1ГД-18, смонтированных внутри ящика магнитофона, либо на акустическую систему, состоящую из двух динамических громкоговорителей типа 4ГД-7, смонтированных в одной тумбе и представляющих собой низкочастотный агрегат, и двух - 1ГД-12, заключенных каждый в небольшой ящик.
Частотная коррекция в усилителе осуществляется цепями обратной связи R15, R22, C43, R23, C14, L1 через контакты переключателя П1Б и цепями R14, С10, R25, С17, R26, C15, R27. В цепь входит один конденсатор С14 или два - С14 и С13.
Питание анодных и сеточных цепей осуществляется полупроводниковым (селеновым столбиком) выпрямителем типа АВС-80-260. Питание накальных цепей осуществляется от отдельной обмотки силового трансформатора, в цепь накала ламп параллельно накальной обмотке трансформатора Тр1 подключены переменные сопротивления R8 при воспроизведении или R9 при записи, которыми добиваются минимального фона переменного тока.
Лентопротяжный механизм
Под декоративной фальшпанелью на стальной плате расположен лентопротяжный механизм. Он состоит из трех основных узлов: приемного, подающего и ведущего вала. Механизм приводится в движение одним электродвигателем КД-3,5, имеющим на валу двухступенчатый шкив. Вращение электродвигателя передается узлам лентопротяжного механизма при помощи трех пассиков и двух обрезиненных роликов.
Передача движения от двигателя к ведущему валу осуществляется через обрезиненный промежуточный ролик, во время перемотки передача вращения на подкатушники передается резиновыми пассиками. Управление лентопротяжным механизмом комбинированного типа. Управление осуществляется набором кулачков на валу переключателя рода работ, что обеспечивает максимальное удобство управления. Кулачки на переключателе связаны с помощью набора рычагов и тяг с системой тормозов правого и левого, узлов подкатушников, с системой ускоренной перемотки вправо и влево, с пуском и остановкой всего механизма.
Узел ведущего вала представляет собой корпус с подшипником, в котором свободно вращается вал. Верхняя часть корпуса заканчивается фланцем, при помощи которого корпус прикрепляют к плате. На валу запрессован массивный стальной сбалансированный маховик. Верхняя часть вала - ведущая.
Приемный узел состоит из направляющей втулки, на которой свободно вращается ведущий шкив, вала с ведомым диском и подкатушником. Подкатушник свободно вращается на валу, который вставляется в направляющую втулку и своим нижним концом с лыской входит в паз рычага перемотки. Ведомый диск опирается на толкатель и своим поводком входит в один из трех пазов ведущего шкива. Для фрикционного сцепления между подкатушником и ведомым диском в нижнюю часть подкатушника вклеено фетровое кольцо. Рычаг перемотки поддерживает ось так, что ведомый диск несколько приподнимает подкатушник над ведущим шкивом. Таким образом, подкатушник опирается фетровым кольцом на ведомый диск. На боковой поверхности ведущего шкива имеется выточка для пассика, соединяющего ведущий шкив со шкивом электродвигателя; в верхней части укреплены три фрикционные подушки, предназначенные для жесткого фрикционного сцепления между ведущим шкивом и подкатушником при перемотке вправо.
При записи и воспроизведении вращение электродвигателя передается пассиком на ведущий шкив приемного узла. Ведомый диск, связанный поводком с ведущим шкивом, вращается вместе с ним и через фрикционное сцепление передает вращение подкатушнику с приемной катушкой. Благодаря тому, что ведущий шкив все время увлекает за собой подкатушник независимо от количества ленты на катушке, создается необходимое натяжение ленты. Для получения примерно одинакового натяжения ленты при подмотке в начале и конце рулона на приемной катушке предусмотрена весочувствительная система фрикционного сцепления. Принцип этой системы состоит в том, что сцепление между ведущим шкивом и подкатушником будет увеличиваться по мере заполнения катушки лентой и увеличения ее веса, но одновременное увеличение радиуса рулона ленты создает примерно постоянное ее натяжение.
При ускоренной перемотке вправо рычаг перемотки опускает вал с ведомым диском, а подкатушник, опиравшийся до этого на ведомый диск, ложится своей нижней поверхностью на фрикционные подушки ведущего шкива. Происходит жесткое фрикционное сцепление между ведущим шкивом и подкатушником. По мере намотки ленты на приемную катушку вес рулона увеличивается, давление подкатушника на подушки повышается и фрикционная связь возрастает. Таким образом, во время перемотки исключается возможность проскальзывания между ведущим шкивом и подкатушником.
При перемотке влево сматывающаяся лента заставляет вращаться подкатушник приемного узла вместе с катушкой в сторону, противоположную направлению вращения ведущего шкива. Таким образом, шкив и подкатушник вращаются в разные стороны. Возникающее при этом фрикционное сцепление способствует подтормаживанию подкатушника, чем и достигается необходимое натяжение ленты. По мере сматывания ленты уменьшается вес и сцепление между шкивом и подкатушником, но из-за одновременного уменьшения радиуса рулона ленты сохраняется примерно постоянное натяжение ленты при перемотке влево.
Подающий узел аналогичен приемному и отличается от него лишь тем, что ведомый диск не имеет поводка н не связан с ведущим шкивом. При помощи четырехгранного толкателя он связан с осью и поэтому не может вращаться на ней.
При записи, воспроизведении и перемотке вправо сматывающаяся лента вращает катушку подающего узла вместе с подкатушником. Подкатушник, скользящий по неподвижному диску, из-за фрикционного сцепления несколько подтормаживается, чем достигается необходимое натяжение ленты. Постоянное натяжение ленты поддерживается благодаря весочувствительной системе фрикционного сцепления.
Перемотка влево происходит подающим узлом точно так же, как и перемотка вправо приемным.
При записи и воспроизведении вращение электродвигателя через шкив и обрезиненный ролик переключателя скорости передается маховику ведущего вала, а пассиком - приемному узлу. Протягивает ленту ведущий вал при помощи прижимного ролика. Подматывает ленту приемный узел, а необходимое натяжение ленты у магнитных головок создает подающий узел. Прижимает ленту к рабочей поверхности универсальной головки лентоприжим.
Ускоренная перемотка вправо производится приемным узлом. Вращение электродвигателя передается узлу так же, как при записи и воспроизведении пассиком, а узел переводится в режим перемотки.
Ускоренная перемотка влево происходит подающим узлом. В этом режиме обрезиненный ролик перемотки подводится к шкиву электродвигателя до их соединения. Вращение электродвигателя передается через ролик и пассик, соединяющий ролик перемотки с подающим узлом. Подающий узел переводится в режим перемотки, а натяжение ленты создает приемный узел. При перемотке лента отводится от магнитных головок колонкой.
С одной скорости протяжки ленты на другую переходят переключателем скорости. Перемещение ролика вверх или вниз соответствует скорости движения ленты 4,76 и 9,53 см/сек, так как в верхнем положении ролик входит в сцепление со шкивом электродвигателя меньшего диаметра, а в нижнем - со шкивом большего диаметра. Торможение ленты при переходе с одного вида работы на другой происходит приемным и подающим узлами. Вращение подкатушников этих узлов тормозится тормозными рычагами. Управляется лентопротяжный механизм кулачковым переключателем рода работы, связанным с узлами механизма тягами и рычагами управления.
На панели головок имеется специальное устройство для остановки электродвигателя при окончании ленты или ее обрыве. При записи, воспроизведении или перемотке за счет натяжения ленты, которая проходит через колонку автостопа, последняя отводится от рычага, связанного с микровыключателем. При обрыве или окончании ленты колонка оттягивается пружиной назад и с помощью тяг выключает микровыключатель, который останавливает двигатель.
Неисправности лентопротяжного механизма
Одной из характерных неисправностей является появление детонации звука, вызванное попаданием смазки на прижимный ролик, ведущий вал или магнитную ленту. Для устранения этой неисправности нужно снять крышку блока головок и тщательно обезжирить смоченной в бензине фланелевой тряпочкой поверхности ролика и ведущего вала. Причиной детонации может быть также подтормаживание левого узла, который следует отрегулировать.
При неполной перемотке влево или вправо причину следует искать в попадании смазки на ролик перемотки или на резиновые пассики. Необходимо снять фальшпанель, обезжирить ролик и пассики бензином, подрегулировать пружину прижима ролика перемотки. Слабая намотка ленты на приемную катушку при записи и воспроизведении объясняется замасливанием фетрового кольца правого подкатушника. Нужно снять фальшпанель, подкатушник, затем протереть бензином фетровые кольца и капроновый диск. Если во время работы появляется неравномерный звук в лентопротяжном механизме и дерганье ленты при воспроизведении, неисправность вызвана тем, что стерлись фетровые кольца правого или левого подкатушника, который соприкасается с каучуковыми вкладышами нижних дисков. Чтобы устранить неисправность, следует проложить тонкую (желательно полиэтиленовую) шайбу между ступицей оси и капроновым диском и проверить правильность перемотки; сменить фетровое кольцо. Толщина фетрового кольца 2 мм.
При появлении посторонних шумов необходимо смазать оси трущихся узлов жидкой смазкой. Отсутствие подмотки при воспроизведении и перемотке вправо вызвано обрывом правого резинового пассика. Его нужно заменить.
Разборка и смазка магнитофона
Разборка магнитофона "Астра-2" аналогична разборке магнитофона "Астра". В магнитофоне "Астра-2" смазывают валы и подшипники прижимного ролика, ролика перемотки, ролика переключателя скорости, подшипники электродвигателя, подшипники узла ведущего вала, а также валы, подшипники и втулки приемного и подающего узлов. Для смазки валов и подшипников роликов достаточно капнуть на торцы соответствующих валов 1-2 капли масла. Подшипники электродвигателя смазывают 2-3 каплями масла, заливаемого в зазоры между подшипником и валом. Подшипник узла ведущего вала смазывают 1-2 каплями масла через паз, имеющийся на верхней утолщенной части вала. Валы приемного и подающего узлов смазывают через отверстия в верхней части подкатушника, закрытые декоративными заглушками. Втулки узлов смазывают при их разборке.
Трущиеся поверхности кулачкового переключателя и рычагов управления смазывают густой смазкой.
Детали
Электродвигатель типа ЭДГ-1М: рассчитан на питание от сети переменного тока напряжением 220 В, частотой 50 Гц.
Головка ГУ: состоит из обмотки I - число витков обмотки 500 ПЭВ-1 0,05; обмотки II - число витков обмотки 3500 ПЭВ-1 0,05; рабочий зазор 5 мк, индуктивность 4000 мГн.
Головка ГУ: число витков обмотки 420 ПЭВ-1 0,18 мм, индуктивность 8 мГн.
Трансформатор Tp2: обмотка I - 2250 витков ПЭВ-1 0,12; обмотка 11 - 55 витков ПЭВ-1 0,8; обмотка III - 75 витков ПЭВ-1 0,59; обмотка IV - 90 витков ПЭВ-1 0,12. Железо Ш-18, толщина пакета 38 мм.
Трансформатор силовой Тр1: обмотка I - 670 витков ПЭВ-1 0,47; обмотка II - 460 витков ПЭВ-1 0,31; обмотка III -1475 витков ПЭВ-1 0,23; обмотка IV - 34 витка ПЭВ-1 0,93. Железо Ш-19, толщина пакета 40 мм.
Трансформатор генераторный Тр3: обмотка I - 1800 витков ПЭВ-1 0,1; обмотка II - 1500 витков ПЭВ-1 0,1.
Катушки: L1 - 420 витков, ПЭВ-1 0,18, сердечник ферритовый Ф-1000; L2 - 140 витков ПЭВ-1 0,93.
Кинематическая схема лентопротяжного механизма магнитофона "Астра-2"
1 - левый узел; 2 - резиновый пасик счетчика; 3 - шкив счетчика метража ленты; 4 - резиновый пасик левого узла; 5 - промежуточный ролик; 6 - резиновый пасик правого узла; 7 - правый узел; 8 - промежуточный ролик; 9 - лента; 10 - направляющая стойка; 11 - стирающая головка; 12 - универсальная головка; 13 - ведущий вал; 14 - маховик ведущего вала; 15 - прижимный ролик; 16 - электродвигатель со шкивом.
Комментарии