Шестиламповый автомобильные радиоприемники "А-8" и "А-8М" выпускались Муромским радиозаводом и Ленинградским заводом "Красная Заря" с 1955 года.
Радиоприемник "А-8" был предназначен для установки в автомобилях "Победа" М-20, а радиоприемник "А-8М" для установки в автомобили "Москвич" М-402 и М-403.
В комплект приемника "А-8" входят: радиоприемник, блок питания ВП-8, громкоговоритель 3ГД-4 и антенный кабель.
Для установки на автомобиле "Победа" радиоприемник соединяется с блоком питания двумя кронштейнами, которые одновременно являются упорами для тяг, прижимающих приемник к панели приборов автомобиля. Третья тяга пропускается в ушко на блоке питания и поддерживает приемник сзади.
В автомобиле "Москвич" радиоприемник устанавливается на передней панели на втулках, через которые проходят оси ручек управления. Сзади приемник поддерживается одной тягой. Блок питания располагается на торпедо с правой стороны. Радиоприемник соединяется с блоком питания пятижильным экранированным кабелем с надетой виниловой трубкой (экран служит шестым проводом). Кабель заканчивается колодкой с контактами, расположенными как на обычном ламповом октальном цоколе.
С левой стороны радиоприемника расположено гнездо включения громкоговорителя. С правой стороны - такое же гнездо для включения антенного кабеля. Антенный кабель выполнен из коаксиального кабеля РК-50. Длина антенного кабеля для автомобиля "Победа" 1720 мм, для автомобиля "Москвич" - 410 мм.
Конструкция
Радиоприемник и блок питания расположены в металлических корпусах. В передней части приемника расположены блок катушек переменной индуктивности, механизм настройки, переключатель диапазонов, элементы контуров, а также выходной трансформатор и регулятор громкости. К механизму сзади прикрепляется шасси. Лампы в приемнике расположены горизонтально. Смена ламп легко производится после снятия задней крышки кожуха.
Приемник рассчитан на питание от аккумуляторной батареи напряжением 12 В, питание цепей высокого напряжения осуществляется при помощи вибропреобразователя.
Комплект приемника А-8 состоит из приемного блока, блока питания (вибропреобразователя), громкоговорителя с отражательной доской и высокочастотного кабеля для соединения с антенной. Соединение приемника с вибропреобразователем и громкоговорителем осуществляется специальными кабелями.
Вибропреобразователь расположен на отдельном шасси. Смена предохранителя и вибратора производится снаружи, без снятия кожуха.
Настройка контуров приемника производится при помощи ферроиндукторов (перемещением сердечников в катушках).
Шкала градуирована в условных равномерных делениях.
Ручка переключателя диапазонов объединена с ручкой настройки. При ее нажатии включается диапазон длинных волн, при вытягивании на себя - диапазон средних волн.
Габариты приемника: приемного блока - 202х72х202 мм, блока питания - 176х72х137 мм и доски громкоговорителя - 194х150х8 мм. Вес комплекта 7,3 кг. Вес приемного блока - 3,2 кг.
Приемник имеет следующие каскады:
- Преобразователь частоты на лампе 6А2П.
- УПЧ на лампе 6К4П.
- Детектор и АРУ на лампе 6Д6А (6Х2П).
- Предварительный УНЧ на лампе 6Ж3П.
- Оконечный усилитель на лампе 6П1П.
- Выпрямитель для вибропреобразователя на лампе 6Ц4П.
- Асинхронный вибратор типа ВА-12,8.
Диапазон принимаемых частот:
- Длинные волны - 150 - 415 кГц (2000,0 - 725,0 м);
- Средние волны - 520 - 1500 кГц (578,0 -200,0 м).
Электрические показатели
- Промежуточная частота 465 кГц.
- Чувствительность при выходной мощности 0,15 Вт и отношении уровня сигнала к уровню шумов 20 дБ не хуже на длинных волнах не хуже 250 мкВ и на средних волнах не хуже 150 мкВ.
- Избирательность. Ослабление чувствительности при расстройке на +-10 кГц не менее 20 дБ.
- Ослабление сигнала по зеркальному каналу более 20 дБ.
- Выходная мощность не менее 1,5 Вт при коэффициенте нелинейных искажений не более 10% на частотах от 200 до 400 Гц и не более 7% на частотах от 400 до 3500 Гц.
- Приемник питается от аккумулятора автомобиля напряжением 12,8 В и потребляет ток 3 А.
- Потребляемая мощность - 45 Вт.
Электрическая схема
Радиоприемника "А-8" собран по супергетеродинной схеме и состоит из преобразователя частоты на лампе Л1 (6А2П), каскада усиления промежуточной частоты на лампе Л2 (6К4П), детектора сигнала и АРУ Л3 (6Х2П), предварительного усилителя НЧ на лампе Л4 (6ЖЗП) и усилителя мощности на лампе Л5 (6П1П). В блоке питания используются кенотрон Л6 (6Ц4П) и асинхронный вибратор типа ВА-12,8.
Настройка входных цепей и гетеродина производится сдвоенным блоком катушек переменной индуктивности L6-L7. Изменение индуктивности производится введением в них альсиферовых цилиндрических сердечников диаметром 7 мм и длиной 40 мм. Ход сердечников 40 мм. Обе катушки идентичны, а сердечники одинаковы по проницаемости. Связь входного контура с антенной - емкостная через конденсаторы С3 на средних волнах и С2 и С3 на длинных волнах. На входе антенны включен фильтр-пробка L1C1. Сопряжение гетеродинного контура с входным осуществляется с помощью дополнительных сопрягающих катушек L8, L9 и L10. Гетеродин собран по трехточечной индуктивной схеме. В анодных цепях преобразователя и усилителя ПЧ применяются двухконтурные фильтры.
Усилитель НЧ охвачен отрицательно и обратной связью. Для подавления помех от системы электрооборудования автомобиля и от работы вибратора в блоке питания установлены фильтры С58 С59 Др2, С57 Др1, C54 C51, искрогасительные конденсаторы и сопротивления С52, R52, R51, R52, C53 и проходной конденсатор С30. Кроме того, внутри антенного кабеля вмонтирован гибкий дроссель (на схеме не показан) индуктивностью 8,5 мкГн. Дроссель имеет 200 витков провода ПЭЛ 0,1, которые наматываются на плетеной оболочке провода МГББЛ 0,35 мм2. Его назначение - ослабление сверхвысокочастотных составляющих помех от системы зажигания автомобиля. Эти меры обеспечивают практически полное подавление помех при исправном состоянии электрооборудования автомобиля, в частности специальных помехоподавительных сопротивлений в высоковольтных проводах, идущих от распределителя к свечам цилиндра двигателя.
Особенности схемы: контур на входе приемника состоит из настраиваемой катушки L6, параллельно которой на длинных или средних волнах подключаются разные конденсаторы.
Гетеродин преобразователя частоты работает по трехточечной схеме, причем настраиваемая катушка L7, как и во входном контуре, является общей для обоих диапазонов. Сопряжение контуров гетеродина и входного осуществляется при посредстве вспомогательных катушек, подключаемых параллельно основной катушке контура и последовательно с ней; эти катушки заменяют сопрягающие конденсаторы, применяемые обычно при настройке контуров переменной емкостью. Катод лампы присоединяется к средней точке, соответствующей параллельной индуктивности.
Питание
Питание нитей накала производится непосредственно от 12-вольтового аккумулятора. Для этого в приемнике применено последовательно-параллельное соединение нитей отдельных ламп. Повышение напряжения для питания анодных и экранных цепей ламп производится при помощи вибропреобразователя типа ВА-12,8, а выпрямление повышенного напряжения - кенотроном 6Ц4П по двухполупериодиой схеме.
Детали
Выходной трансформатор. Первичная обмотка состоит из 2000 витков провода ПЭЛ 0,15, вторичная - из 45 витков ПЭЛ 0,59 с отводом от 44-го витка.
Силовой трансформатор. Первичная обмотка содержит 2х55 витков провода ПЭЛ 0,8. Повышающая обмотка имеет 2х1200 витков ПЭЛ 0,17.
Дроссельный фильтр. Оба дросселя имеют галетную намотку. Дроссель Др1 состоит из 70 витков провода ПЭЛ 1,0, дроссель Др2 из 31 витка ПЭЛ 1,25.
Громкоговоритель типа 3ГД-4.
Литература
- Принципиальная схема приемника А-8
- Принципиальная схема приемника А-8
- Описание приемника в справочнике Левитина Е.А.
- Описание в журнале "Радио" №3, 1958 год.
Комментарии