Трансивер прямого преобразования на 160 метров

Посвящается памяти Шлычкова Виктора Сергеевича, талантливого радиолюбителя-конструктора, замечательного человека и моего учителя. 

Трансивер прямого преобразования на 160 метров 

Трансивер прямого преобразования на 160 метров 

Этот аппарат сконструирован В.С.Шлычковым в 1986 году. Зимой 1988-89 года мне довелось поработать на этом трансивере, провести на нём некоторое количество QSO. В начале 90-х, в связи с переездом, этот аппарат надолго выпал из моего поля зрения, а после смерти Виктора Сергеевича в 2003 году, я больше и не надеялся когда-либо увидеть этот трансивер. Но случилось чудо, в апреле 2012 года, совершенно случайно выяснилось, что этот трансивер находится в г.Рудном, Кустанайской области. Мне удалось найти и приобрести этот аппарат, рассказав историю этого трансивера его новому владельцу. Трансивер прекрасно сохранился, потребовался лишь незначительный ремонт - все-таки четверть века прошла... 

В основе трансивера схема В.Т.Полякова (см. Трансивер прямого преобразования на 160 метров (RA3AAE)). В схему внесен ряд изменений, в частности ГПД собран на полевых транзисторах, изменена схема микрофонного усилителя и УНЧ, добавлен усилитель мощности на 6П3С и цифровая шкала. УВЧ приемника, предусилитель передатчика, балансный смеситель и ФНЧ - собраны на отдельной плате, в отдельном экранированном блоке. Точно на такой же плате я собирал и свой аппарат:  Трансивер прямого преобразования на 160 метров в корпусе радиостанции "Лен". Гетеродин выполнен на отдельной плате и размещен в отдельном отсеке трансивера. Микрофонный усилители и УНЧ собраны также на отдельной плате. Цифровая шкала представляет из себя законченный функциональный блок, размещенный в верхней части корпуса, сразу за передней панелью. В трансивере есть и механическая шкала, окно кторой размещено рядом с окном цифровой шкалы. В нижней части корпуса расположена динамическая головка, а слева - переключатель, позволяющий при необходимости ее включить.

Конструктивно трансивер размещается в корпусе, сделанном из листового алюминия. Габаритные размеры: 270x200x100 мм

Блок питания выполнен в виде отдельного блока, в который вмонтирована педаль переключения "Прием/Передача". Размеры корпуса блока питания:  140х200х100 мм, педаль выступает на 75 мм.

Фотоальбом: http://oldradio.su/main.php?g2_itemId=39368 

Комментарии

Блок питания трансивера

Блок питания собран в самодельном дюралевом корпусе.  Функицонально в корпусе размещен собственно сам блок питания и педаль переключения прием-передача.

 

Блок питания имеет блочную конструкцию.

Условно можно выделить следующие блоки:

  1. Силовой трансформатор. (Тр1)
  2. Плата соеденительная. (ПС)
  3. Блок стабилизаторов. (A )
  4. Блок высоковольтных выпрямителей. (B )

 

Монтажная схема Блока питания 

Межблочные соединения выполнены одножильным и многожильным проводом, уложенным в жгуты. Все блоки соединены с соединительной платой, к которой распаивается кабель, соединяющий блок питания и трансивер. Подключение к трансиверу выполнено с помощь разъема РШ2Н-1-23 (12-контактная вилка с прямым кожухом). Вообще, даннный вид разъемов рассчитан на максимальное рабочее напряжение - 400 В, а в трансивере для питания усилителя мощности максимальное напряжение (анодное напряжение лампы 6Р3С) - 700 В. Видимо в то время, а блок питания был изготовлен в 1986 году, просто не нашлось более подходящего разъема.

 

1. Силовой трансформатор.

Трансформатор изготовлен из типового трансформатора, выполненого на железе ШЛ, от какого-то лампового телевизора. Первичная обмотка трансформатора расчитана
на работу от сети 220/127 В, но возможность работы от сети 127 вольт не используется. Сетевой кабель подключается к трансформатору (коммутация обмоток выполнена для работы от сети 220 вольт) через плавкий предохранитель, расчитанный на ток до 1А.

Трансформатор имеет шесть вторичных оботок: 

"1-2" 13,7 В
"3-4" 7,6 В
"1-2" 45 В
"1-2" 11 В
"1-2" 250 В
"1-2" 250 В

(Измерялось напряжение холостого хода)

2. Плата соеденительная. (ПС)

Соединительная плата выполнена из двустороннего стеклотестолита.

3. Блок стабилизаторов. (A) 

4. Блок высоковольтных выпрямителей. (B )

Приницпиальная схема блока питания

 

 

Ремонт и модернизация Блока питания.

В процессе эксплуатации блока питания возникли некоторые проблемы, во-первых, пропало высокое напряжение, во-вторых появился весьма ощутимый фон, а стабилизированное низкое напряжение (-12в) немного ушло за рамки. Возникла потребность в ремонте блока, а так как блок питания был собран почти 30 лет назад, а некоторые детали, из которых он собран и того старше, то возникла идея не только отремонтировать его, но и провести некоторую модернизацию.

Мне не очень понравилось то, что провода идущие из блока питания жестко "привязаны" к блоку. Сетевой провод, с висевшим на нем выключателем - вообще требовал срочной замены. Но разместить разъемы и выключатель внутри блока - не было никакой возможности.

 

Во-первых, внутри достаточно плотный монтаж, что не только затрудняет размещение внутри корпуса еще чего-либо, но и делает блок очень сложным, в смысле ремонта. Во-вторых, корпус блока питания также не
позволяет разместить на нем необходимые разъемы так, чтобы это было  удобно не только в эксплуатации, но и для монтажа и возможного ремонта в дальнейшем. Поэтому было принято решение сделать дополнительную плату, и разместить ее снаружи корпуса. Конечно, это немного ухудшило внешний вид блока, да и габариты его стали больше почти на 5 см в длину. Зато появилась возможность использовать в качестве сетевого - стандартный компьютерный кабель и разместить нормальный выключатель. Кабель питания также теперь можно отсоединить от блока питания, так как на нем теперь распаян разъем DB-15M, а на вспомогательной плате ответная часть разъема DB-15F.

 

Дополнительно в блоке питания установлен еще один микропереключатель, что дало возможность вывести с педали отдельный, независимый провод, что позволяет использовать блок при необходимости как обычную "педаль", либо дополнительно коммутировать еще какое-либо оборудование, например переключать антенны при переходе на передачу или управлять "помощником".

 

Но обо всем по порядку.

Первое, что было сделано - это был немного изменена коммутация выводов трансформатора, а на самом трансформаторе заменена внешняя изоляция с истрепавшейся местами бумажной на лакотканевую.

Далее была установлена и распаяна дополнительная плата, с разъемами и выключателем.

 

 

Блок высоковольтных выпрямителей остался таким как он есть, единственное что там было изменено - заменены неисправные резисторы и вместо одиночного переключателя-кнопки (КМ1-1) установлен двойной переключатель-кнопка (КМ2-1), что и позволило вывести независимую "педаль".

Плата коммутации решено было убрать совсем, так как после установки разъема DB-15F в ней уже, в общем-то, не было острой необходимости, да и эта плата лишь усложняла монтаж и сильно затрудняла ремонт блока питания в случае необходимости.

Блок стабилизаторов был переработан полностью, а именно была разведена новая печатная плата, частично использованы современные компоненты. В частности, взамен высохших габаритных электролитов установлены современные, громоздкие КЦ-405 заменены на диоды типа 1N4007, а коммутаторные лампы заменены на один яркий белый светодиод (предполагалось изначально поставить три светодиода, и под три светодиода была разведена плата, но как оказалось для подсветки педали и одного вполне достаточно).

 

И, конечно же, все соединительные провода (а в блоке использовались в основном медные одножильные) заменены на провод МГТФ.

Фото в сборе:

В целом, я старался максимально сохранить блок питания в его первозданном виде, на сколько это было возможно и не заменял детали, если в этом не было серьезной необходимости. В настоящий момент блок питания находится в полностью рабочем состоянии, хотя и выглядеть стал немного иначе. Но ведь вопрос стоял так: либо он остается полуработающим музейным экпонатом, либо получит вторую жизнь...