Поющие следы

Виктор Пестриков, г. Санкт-Петербург

Первый шаг в фиксации звука сделал в 1807 году английский физик Томас Юнг (Thomas Ewing). Ему удалось записать на закопченной бумаге следы колебаний камертона. Эти исследования не привлекли внимания ученого мира, и решение проблемы звукозаписи затормозилось на длительное время. Понадобилось еще 50 лет для того, чтобы французский печатник Леон Скотт (Leon Scott) живший в городе Мартенвилля проанализировал эти исследования и сделал соответствующие выводы. Сначала он повторил опыты Т. Юнга, а потом создал аппарат названный им “фоноавтографом” (самозаписующий голос). В фоноавтографе звуки попадали в рупор, в котором заставляли колебаться мембрану с иглой. Колебания иглы фиксировались на закопченной бумаге, закрепленной на вращающемся металлическом цилиндре. Вращение цилиндра могло осуществляться как вручную вращением рукоятки, так и двигателем с гирей. Дальше этой разработки, по неизвестным для нас причинам, изобретатель не пошел. Он удовлетворился достигнутым результатом. В то время как для решения проблемы записи и воспроизведения звука нужно было сделать всего один шаг. Л.Скотт почему-то не задумался над решением обратной задачи, как воспроизвести уже записанные звуковые колебания. Хотя изобретение Л. Скотта было одобрительно воспринято научными кругами, в частности, в 1861 году он демонстрировал свой аппарат в Парижской Академии наук, но финансовой поддержки для продолжения исследований он нигде не получил. Л. Скотт умер в бедности, в год получения Т. Эдисоном патента на фонограф.

Очень близко подошел к решению проблемы записи и воспроизведения звука француз Шарль Кро (S. Cros). Это было время, когда формировались различные научные направления, и один человек мог одновременно заниматься литературой и живописью, петь в кабаре и делать изобретения. Таким был Ш. Кро. 30 апреля 1877 года он представил во Французскую Академию наук запечатанный конверт, с просьбой распечатать письмо 3 декабря 1877 года. В конверте находилось описание аппарата для записи и воспроизведения голоса. Аппарат назывался "палефон", что означало "голос минувшего". Автор письма предложил записывать звук в виде канавки, которая прорезается резцом на диске из мягкого материала. По прошествии нескольких дней, после оглашения содержимого конверта, Ш. Кро предлагал свой проект многим предпринимателям, но предложений для финансирования проекта так и не получил. На практическое воплощение своего изобретения у Ш.Кро, не нашлось ни времени, ни денег. Ш.Кро умер, как и Л.Скотт в бедности, оставив в нищете жену и двоих дочерей.

Не таким был американский изобретатель Томас Альва Эдисон (Thomas Alva Edison). Известный изобретатель серб Никола Тесла (Nicola Tesla), который работал в фирме Эдисона, так характеризовал творческий метод своего шефа: "Если бы ему потребовалось найти иголку в стогу сена, то он бы не терял времени на то, чтобы найти наиболее вероятное место ее нахождения. А сразу, с горячим старанием пчелы начал бы осматривать соломинку за соломинкой, пока не нашел бы предмет своих поисков". Когда Т. Эдисон занимался какой-то проблемой, то он не замечал вокруг ничего. Рассказывают, что как-то жена советовала Т.А.Эдисону поехать куда-нибудь отдохнуть, так как у него был очень уставший вид. Она предложила ему выбрать наиболее приемлемое место. Великий изобретатель согласился и пообещал, завтра с утра отправится в самое приемлемое место. На утро жена нашла Эдисона в лаборатории. Благодаря такому своему качеству, как настойчивость в достижении поставленной цели, плюс талант, Томас Альва "не ждал у моря погоды", он действовал.

(продолжение следует)

Использованы материалы из журнала "Радиохобби", 2002. - N2. - C.2-3.

Комментарии