В. Мельник, г. Донецк, Д. Кондаков, г. Москва
В начале ХХI века мы все бережнее стали относиться к нашей истории. В этой статье авторы решили приоткрыть неизвестную большинству читателей историю возникновения рижских радиозаводов VEF и завода им А.С. Попова (позднее ПО "Радиотехника") и вспомнить его основателя Александра Апситиса.
Официальная история развития радиопромышленности в Латвии начинается с 19 июня 1919 г., когда начальник Управления почты и телеграфа Эдуард Кадикис издал приказ, которым была организована мастерская по ремонту телефонных и телеграфных аппаратов, линейного оборудования и почтового инвентаря. Мастерскую назвали PTVD GD - Pasta un Telegrafa Valdes Departamenta Galvena Dвrbnica - Главная мастерская управления департамента почты и телеграфа. Возглавил ее Александр Типайнис.
В связи с тем, что в 20-е годы прошлого века в Латвии пытались утвердиться многие иностранные фирмы, PTD GD в одиночку не выдерживала конкуренции. Поэтому руководитель мастерской А. Типайнис посодействовал тому, чтобы патентное бюро издало указ о таможенном налоге на иностранные радиоприемники - по 10 лат за каждую радиолампу. Теперь латвийские производители были защищены от заграничной "свободной конкуренции".
В 1920 г. в связи с расширением производства в мастерскую было приобретено новое оборудование, а уже в следующем году там начато производство большой партии телеграфных аппаратов систем Хьюза и Морзе. Осенью 1922 г. в мастерской были заказаны первые 100 настенных телефонных аппаратов.
В 1924 г. на базе Главной мастерской Департамента почты и телеграфа (PTD GD) был изготовлен одноламповый радиоприемник, сконструированный Янисом Линтерсом, учеником А.С. Попова, и руководителем радиоотделения и конструктором радиоприемников в PTD GD Альбертом Мадисоном. Прототипом его послужила схема приемника, разработанного в Норвегии. Особенностью приемника было то, что настройка осуществлялась не переменным конденсатором, а за счет перемещения катушек. При настройке на станцию приемник издавал характерный рокот, похожий на рычание медведя, поэтому его назвали Lacitis (медвежонок). Для эксплуатации приемника были нужны накальные элементы и анодная батарея, что сильно удорожало его стоимость. Приемник под №1 на Рождество 1924 г. мастерская PTD GD подарила президенту Латвийской Республики Янису Чаксте.
В 1925 г. начато производство приемников с кристаллическим детектором. У детекторного приемника того времени были существенные недостатки: нестабильность активной точки и работа только на наушники. Это приводило к тому, что их мог использовать лишь один слушатель, который был "привязан" к приемнику. Поэтому PTD GD открыла производство одно- и двухламповых усилителей, чтобы можно было осуществлять громкоговорящий прием с помощью громкоговорителя. С 1 ноября 1925 г. мастерская начала производство 2-, 3- и 4-ламповых приемников с динамиком. Приемники и их детали, накальные аккумуляторы и анодные батареи, конденсаторы, катушки, наушники и динамики - все это изготавливалось силами мастерской PTD GD.
Почти сразу же после начала радиовещания в Риге правительство Латвии приняло закон, регламентирующий его работу и упорядочивающий торговлю местными и импортными приемниками, а также разрешающий изготовление радиоприемников. Многие рижские коммерсанты быстро поняли, что эта техническая новинка может принести значительные дивиденды, поэтому начали закупку радиодеталей и готовых приемников в западной Европе, особенно в Германии. Иностранные фирмы Philips, Siemens, Telefunken и др. брали разрешения, открывали свои представительства и начинали продажу приемников.
В 1927-28 гг. одна из американских фирм предложила построить в Латвии завод по производству радиоламп, но PTD GD от этого предложения была вынуждена отказаться. Предложение принял СССР, и в Ленинграде был построен завод по производству радиоламп, названный позднее "Светлана", а Латвия была вынуждена продолжать покупать лампы у фирм Telefunken, Osram и Philips.
В феврале 1932 г. Главная мастерская Департамента почты и телеграфа была преобразована в отдельное объединение "Valsts Elektrotehniska Fabrika" (VEF) - Государственная электротехническая фабрика. Вначале она называлась "Valsts Elektrotehniska Fabrika PERKONS" (гром-гроза). Какое-то время продукция выходила со знаком PERKONS. Позже от этого названия отказались и объявили конкурс на фирменную эмблему. Используемую до 90-х годов знаменитую эмблему VEF (рис.1) разработал молодой дизайнер (хотя тогда еще не знали этого слова) Карлис Ирбитис.
Расцветом VEF и лично А. Мадисона стали 30-е годы, года были сконструированы 46 (лично А. Мадисоном - 16) различных моделей радиоприемников. В Европе были хорошо известны радиоприемники VEF: в 1935 г. в Брюсселе, в 1937 г. в Париже они брали Gran Prix (рис.2).
VEF производил кинопроекторы, трансформаторы, выпрямители, пылесосы, высоковольтные выключатели, радиовещательные станции (в Риге, Мадоне, Кулдиге и Клайпеде стояли передатчики производства VEF), приемопередатчики для авиации и морских судов, ветровые генераторы, аккумуляторы и многое другое.
В конце 1940 г., после присоединения Латвии к СССР, завод взял под свой контроль Народный Комиссариат электротехнической промышленности СССР. В акте был особо отмечен высокий технический уровень VEF.
Во время немецкой оккупации 1941-44 гг. завод перешел во владение немецкой фирмы AEG и был назван AEG Ostlandwerk. В 1944 г. при эвакуации немцы вывезли большое количество технологического оборудования и технической документации в Германию. Что не смогли вывезти - уничтожили.
Основателем второго рижского радиозавода стал Александр Апситис, который в 1928 г. принял участие в организованном министерством внутренних дел Латвии конкурсе на изготовление 200 трехламповых батарейных приемников для пограничной охраны и выиграл его. В 1933 г. он зарегистрировал открытое общество: "Радиопроизводственная фирма A.Apsitis&F.Zhukovskis". В течение этого года А. Апситис сумел разработать 3-ламповый приемник "Tonmeistars" (Тоньмейстарс) и приступить к его производству. Его фирма помимо приемников начала изготовлять запчасти к ним и другие радиодетали. В 1935 г. специалисты фирмы разработали и запустили в производство сетевой супергетеродин Т420 "Koncertsuper".
В 1940 г. завод А. Апситиса был национализирован и сменил название на "Radiotechnika". Александр Апситис был назначен директором национализированного завода. Была национализирована и фирма А. Лейбовица, которая с 1926 г. собирала приемники из заграничных деталей.
В 1941 г. уже во время немецкой оккупации оба эти завода были объединены. Объединение получило название Telefunken Geratewerk Riga. Его исполнительным директором был назначен балтийский немец Блауберг, а техническим руководителем - Александр Апситис. Завод выполнял заказы немецкой армии по ремонту радио- и оптического оборудования, но собственно приемники не выпускал.
Когда немецким оккупантам стало понятно, что они не смогут удержаться в Прибалтике, на завод поступил приказ о демонтаже и вывозе оборудования в Германию. Патриоты завода под руководством А. Апситиса сумели спрятать самое ценное оборудование, а в ящики запаковали всякий хлам и камни.
После освобождения Риги от немцев в 1944 г. объединенные заводы А. Апситиса и А. Лейбовица получили название "Radiotechnika" (рис.3). Александр Апситис был вновь назначен директором. В ноябре 1944 г. его предприятие смогло приступить к выпуску радиоприемников.
Завод "Radiotechnika" производил трансляционные репродукторы, изготовлял усилители и студийное оборудование для рижского радиовещания. В 1946 г. под руководством А. Апситиса был разработан и запущен в производство знаменитый радиоприемник "Рига-Т689" (см. иллюстрацию в [1]), а в 1947 г. - его "упрощенный" вариант "Рига-Т755" (рис.4).
Авторы благодарны Сергею Давидчику и Николаю Баранову за иллюстративный материал и консультативную помощь, оказанную при подготовке статьи.
Литература
1. Мельник В.А., Кондаков Д.Ф. Радиоприемник "Рига-Т689"// Радіоаматор. - 2005. - №6. - С.17.
Комментарии