Первому "радиосигналу бедствия" - 115 лет!

Автор: Георгий Члиянц (UY5XE), г. Львов

Как известно, А.С. Попов служил в военно-морском ведомстве и разрабатывал радиотелеграфию в первую очередь для нужд флота. Г. Маркони же первоначально внедрял беспроволочную связь в почтовом ведомстве между малыми островами Британского архипелага там, где прокладка кабеля по дну пролива была экономически убыточна. В первую очередь радиотелеграфом оснащались маяки, многие из которых строились на островках, выдвинутых в море. Но кроме стационарных маячных башен имелись и т.н. "плавучие" маяки - специально оборудованные баржи (с облегченной башенной надстройкой), излучающие маячный сигнал и поставленные на якорь.

Ранним утром 3 марта 1899 г. во время густого тумана на один из таких плавучих маяков - "Ист Гудвин" (был расположен у восточной части песчаных отмелей Гудвин-Сэндз) натолкнулась баржа "Мэттьюз". С маяка (он был оснащен радиостанцией тремя месяцами ранее) впервые в мире ушли в эфир сигналы бедствия, которые своевременно были приняты на берегу. Баржа, еще не потерявшая плавучесть, была своевременно отбуксирована к берегу, а экипаж баржи добрался на шлюпках. Это была первая в мире аварийно-спасательная операция на море с использованием радиосвязи.

Второй сигнал бедствия прозвучал в эфире через 11 месяцев. Незадолго до этого была построена радиотелеграфная линия (около 40 км) между островами Кутсало (около г. Котка) и Готланд (осенью 1899 г. в данном районе сел на мель броненосец "Апраксин"). Руководил постройкой островных радиостанций А.С. Попов. Сообщение о том, что пятидесяти рыбакам грозит гибель, стала первой служебной радиограммой, переданной по этой линии связи. 5 февраля 1900 г. в 15 часов на борту ледокола "Ермак" получили радиограмму с приказом спасать рыбаков. Вскоре 27 человек были доставлены на борт "Ермака" в Ревеле (ныне - Таллинн), что стало первой в мире операцией по спасению человеческих жизней с использованием радиосвязи.

Рис.1. The "Marconi Man" and his instruments

 Рис.1. The "Marconi Man" and his instruments

Следует отметить, что "Международный регламент радиосвязи" и "Перечень специальных сигналов" появились позже. В те времена позывные сигналы радиостанций выбирались, как правило, двухбуквенными - с использованием производных от локальных названий местности.

В 1903 г. в Берлине собралась Первая международная радиотелеграфная конференция (в составе делегации от России был А.С. Попов), которая рекомендовала использовать такой телеграфный сигнал бедствия, как "SSS DDD" (вместо "CQ" - Come Quick, применявшегося по негласному соглашению ранее). Однако фирма Маркони к радиостанциям ее производства прикладывала собственный "Регламент связи", в котором сигнал бедствия выглядел как "CQD" (Come Quick Danger). В 1906 г. снова в Берлине собралась Международная конференция, на которой был предложен сигнал "SOE", но и его забраковали, т.к. букву Е ("точку") легко пропустить на фоне сильных помех и продолжали использовать сигнал "CQD". В соответствии с "Международной радиотелеграфной конвенцией" 1906 г. для связи с судами были отведены волны длиной 300 и 600 м.

Телеграфный сигнал бедствия "SOS" был введен в международную практику профессиональной радиосвязи в 1908 г. и неофициально расшифровывается как "Save Our Souls" ("спасите наши души"), а официально - он очень удобен и прост при его передаче азбукой Морзе (три точки - три тире - три точки).

Но по инерции использовали и "CQD" (например, в апреле 1912 г. с борта "Титаника" в первые часы передавали только сигнал "CQD" и лишь в конце катастрофы - поочередно "SOS" и "CQD"

 Рис. 2. THE OPERATOR SENDING A WIRELESS MESSAOE. THE "CLICK' OF THE ORDINARY TELEGRAPH IS HERE A DEAFENINO CRASH

Рис. 2. THE OPERATOR SENDING A WIRELESS MESSAOE. THE "CLICK' OF THE ORDINARY TELEGRAPH IS HERE A DEAFENINO CRASH

 В конце того же 1912 г. в Лондоне прошла очередная Международная конференция, которая ввела более жесткий "Регламент радиосвязи", включающий требования круглосуточной радиовахты на судах и обязанность иметь запасную аварийную радиостанцию. Для ускорения радиообмена был введен Q-код. Было принято решение об обязательном наличии на всех судах без исключения дополнительного приемника на 600 м (500 кГц).

В 1927 г. на Международной конференции в Вашингтоне было узаконено требование о круглосуточном дежурстве на судовых радиостанциях. Кроме того, каждый час в течение шести минут (от пятнадцатой до восемнадцатой и от сорок пятой до сорок восьмой) на частоте 500 кГц (т.н. "частоте бедствия") все судовые радиостанции обязаны были прослушивать эфир для приема возможных сигналов "SOS". Ввели сигнал срочности - "XXX", предваряющий срочное со­общение и сигнал безопасности - "ТТТ", предваряющий сообщения по навигации и о погоде.

В 1932 г. в Мадриде очередная конференция ввела т.н. "периоды молчания" на частоте 500 кГц: с 15 по 18 и 45 и 48 минуты каждого часа. Скорость обмена на 500 кГц ограничили шестнадцатью стандартными словами (по системе "PARIS") в минуту - т.е. 80-ю знаками.

Каирская Конференция 1938 г. узаконила телефонную частоту бедствия -1650 кГц, а также "периоды молчания" на ней (первые 3 минуты каждого часа).

Конференция 1947 г. в Атлантик-Сити заменила 1650 кГц на 2182 кГц.

Женевская Конференция 1959 г. перенесла трехминутные периоды молчания на четверть часа (00-03 и 30-33). Для передачи сигналов тревоги, бедствия, срочности и безопасности дополнительно была введена частота и на УКВ (156,8 МГц).

Примечания

1. Сигнал тревоги для телефонии - поочередная передача синусоидальных тональных сигналов с частотами 1300 и 2200 Гц,

2. 05.02.1900 г. по новому стилю - это 24.01.1900 г. по старому стилю. Некоторые издания дают дату 6 февраля - это ошибка перерасчета: по 28 февраля старый стиль (12 марта по новому стилю разница была 12 дней, а с 29 февраля -13.1900 г. - високосный только по старому стилю, а по новому - нет).

Литература и источники

1. Л.Ф. Черниев. "Азбука судовождения" (для ПТУ) ["Транспорт"; М,; 1984].

2. А.И. Суханов. "Радиосвязь на промысловом флоте" (для курсантов - радистов мореходных училищ) ["Легкая и пищевая промышленность"; М.; 1984].

"Радиообби". 2004. - №3. - С2.

Комментарии