Этапы и прогнозы развития телевизионного вещания

A.M. Варбанский

Телевидение относится к тем разделам науки и техники, которые после начала их практической реализации развивались исключительно быстрыми темпами, находя все более разнообразные применения. Интенсивно оно совершенствуется в области вещания, являющегося могучим средством распространения информации, знаний, культуры. Развитие телевизионного (ТВ) вещания стимулирует общую информатизацию общества.

В статье изложена эволюция средств ТВ вещания от его зарождения до наших дней, сделана попытка прогнозирования его дальнейшего развития на ближайшие годы.

Общение людей составляет основу существования общества. Формы общения основаны на зрительно-слуховом воздействии и восприятии человеком информации. Степень и направленность воздействия определяются многими факторами, зависящими как от индивидуальных особенностей человека (образования, воспитания, эмоциональности и пр.), так и от уровня развития общества, в котором он живет.

Считается, что до 80 % информации о внешнем мире человек получает благодаря зрению. Недаром существует поговорка "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Полное же восприятие информации происходит при комплексном зрительно-слуховом воздействии. Соотношение между зрительным и слуховым восприятиями нестабильно и также зависит от множества факторов, но приоритет зрительного восприятия сохраняется.

Весьма разнообразны методы зрительно-слухового воздействия и восприятия. Характер воздействия непрерывно разнообразится, а степень воздействия возрастает.

Основными формами зрительного и слухового воздействия считаются речь, письменность, театр, кино, радио, телевидение.

Печатное слово – книга – было первым серьезным носителем информации. Хотя чтение – наиболее медленный способ восприятия информации, оно обеспечивает наибольшую длительность ее сохранения. Очевидно, это связано с тем, что чтение проводится в спокойной обстановке и не совмещается с выполнением других работ. При этом имеется возможность многократного получения той же информации путем повторного выборочного чтения. Читать – значит думать, мыслить.

Кино и театр обеспечивают одновременно зрительное и звуковое воздействие, в удобных для зрителя условиях, в заранее запланированное время, как правило, в коллективе, что часто приводит к обсуждению увиденного и услышанного, способствующему закреплению полученной информации в памяти.

Радио, воздействуя только на слух, отличается наибольшей оперативностью доведения информации и массовостью ее распространения. Радио можно слушать практически в любых условиях, одновременно с выполнением других работ.

Телевидение предоставляет возможность одновременного зрительного и слухового восприятия, обеспечивая оперативность, удобство получения информации, ее массовость. Изображение и сопровождающие его текст, музыка оказывают огромное воздействие на телезрителя, причем превалирует изображение.

Как ни в каких других формах передачи информации, наблюдаемое телевизионное изображение может влиять на восприятие звука, и наоборот. Например, недостатки выступающего – скверная манера держаться, ошибки речи, нефотогеничность, несообразный обстановке внешний вид могут раздражать зрителя, отвлекать его внимание от звучащего текста. В результате речевая информация будет плохо восприниматься, хотя в определенном конкретном случае она может быть важнее зрительной. Особенно это относится к выступлению непрофессионалов. Есть ситуации, когда для зрителя важнее, как выступающий говорит, держится, а не что говорит.

Недостатком радио и ТВ является то, что они не предоставляют возможности получения выборочной, интересующей конкретного потребителя информации в удобное для него время, возможности ее произвольного повтора (домашние видео- и звукозапись не в счет). Восприятие телевидения плохо совмещается с выполнением другой работы.

Как считают социологи, широкое распространение ТВ вещания может усугубить, при изъянах в составлении программ, его отрицательное влияние на умственное и моральное состояние зрителя, особенно части молодежи.

Подобные мнения высказываются и в отношении проникновения в нашу жизнь ЭВМ, всеобщей компьютеризации. Она позволяет освободить специалистов от большой рутинной работы, получить огромную экономию времени без, казалось бы, ненужной загрузки мозга.

Компьютер предоставляет колоссальный объем информации, не отвлекая на изучение сопутствующего материала. Но последствия этого еще недостаточно изучены. Естественно, многое зависит от самого человека, ибо компьютер – лентяю не помощник. Но не воспитает ли ЭВМ поколение, не имеющее вкуса к творческому труду, к расширению кругозора, тренировке памяти?

Подобные опасения не новы. Еще Сократ высказывал мысль, что в условиях письменности перестает развиваться человеческая память...

Комментарии

Впрочем, ведь можно отравиться и очень полезным лекарством. Главное – как и для чего им пользоваться.

Приведенные соображения о механизме и силе восприятия и воздействия информации различного вида, естественно, упрощены. Это вопросы психофизиологии, и ими занимаются многие научные учреждения, специалисты разных профилей.

В то же время совершенствование действующих и поиск новых форм и технических решений создания и распространения информации не прекращается. Хотя прогнозы об исчезновении отдельных форм делались и делаются. Так, было мнение, что с возникновением кино умрет театр, затем – что телевидение вытеснит и театр и кино. Этого не произошло. Телевидение уже глубоко и навсегда вошло в нашу жизнь, заняв свое место в ней, связывая нас прежде всего с текущим днем, многообразием мнений и впечатлений о нем.

Широкое распространение домашнего "видео" повлекло за собой сокращение посещаемости кинотеатров. Однако этот процесс в развитых странах уже затормозился, кинотеатры, как и раньше, стали привлекать публику и о замене их домашним просмотром видеозаписей уже не говорят.[1] При переносе кино на видеопленку происходят неизбежные потери художественности, кинематографичности, качества. Можно сказать, что видео превратило фильм-зрелище в фильм-книгу, и зритель в силу многих причин возвратился в кинотеатры, а видео заняло определенное место в обществе, предоставляя удобство выбора, возможность распоряжаться своим временем и мн. др.

Безусловно, ТВ вещание занимает сегодня ведущее место среди других средств зрительно-звукового воздействия, что и обусловливает непрерывное и интенсивное его развитие и совершенствование.

Телевидение давно уже перестало быть привилегией немногих избранных. Это всеобщее достояние, которое воспринимается как привычная бытовая услуга. Об огромном значении ее в жизни вспоминают только тогда, когда ее нет.

Ход развития телевидения, как и любой другой области знания, можно условно разбить на ряд этапов. Они связаны с инженерными решениями, определяемыми общим состоянием науки и техники. Однако принцип передачи движущихся изображений, заключающийся в разбивке изображения на элементы (предложенный 120 лет назад, в 1875 г.) и в поочередной последовательной передаче и воспроизведении этих элементов при приеме (1877 г.), сохранился до наших дней.

В совершенствовании ТВ техники принимали участие многие ученые, изобретатели, в том числе "самоучки", из ряда стран. Большой вклад внесли выходцы из России; некоторые из них мало известны либо совсем неизвестны в нашей стране.

Первые реализованные ТВ системы основывались на оптико-механических методах разложения изображения на элементы и его обратном синтезе. Наиболее удачным было устройство, которое предложил в 1883 г. немецкий студент П. Нипков. Оно представляло собой непрозрачный вращающийся диск с отверстиями по спирали, получивший название "диск Нипкова".

Широкие демонстрации ТВ передач с оптико-механическими системами разложения обычно относят к 1925 – 1926 гг. (Англия, США, СССР), а регулярное вещание – к 1930 – 1931 гг. В СССР вещание началось в 1931 г. – со стандартом разложения 30 строк, 12, 5 кадров в секунду, с использованием диска Нипкова.

Таким образом, от зарождения идеи до ее практической реализации прошло более полувека. Это время можно считать первым этапом развития телевизионного вещания.

Термин "телевидение" впервые был употреблен русским инженером-электриком К.Д. Перским в 1900 г. на Международном конгрессе в Париже, в докладе "Электрическое телевидение".

В оптико-механических системах разложения свет, определяющий уровень сигнала, воздействует на фотоэлемент только во время передачи конкретного элемента изображения. Они являются системами "мгновенного действия", по своей природе обладающими низкой светочувствительностью, которая снижается с увеличением числа строк разложения и соответствующего уменьшения размеров элемента разложения. Это было основным препятствием для повышения качества, в том числе четкости, ТВ изображения.

Телевизионные системы с "накоплением энергии" свободны от этих недостатков. В них свет воздействует на фотоэлемент непрерывно. Способ впервые был предложен в 1931 г. (в США В.К. Зворыкиным, в СССР С.И. Катаевым) и реализован в США в 1933 г., в СССР в 1934 г. в передающей телевизионной трубке, названной "иконоскоп" – от греческих слов ????? -изображение, ?????? – смотрю.

В.К. Зворыкин (1889 – 1982 гг.) – выходец из семьи муромского купца. ТВ техникой начал заниматься, будучи лаборантом профессора Б.Л. Розинга в Петербургском технологическом институте. В 1917 г. правительством Керенского был командирован в США, где был интернирован и не выпущен на родину. Долгое время ошибочно считался эмигрантом.

Создание иконоскопа позволило начать разработку оборудования с электронным разложением изображения, увеличенным числом строк и высокой светочувствительностью.

Регулярная работа электронных ТВ систем началась в 1936 г. в США (343 строки) и в Англии (405 строк). Автором английского стандарта был выходец из России (из г. Пинска) И. Шонберг (1880 – 1963 гг). Он преподавал в Киевском политехническом институте, работал главным инженером Русской компании "Маркони" по радиотелеграфии в С. -Петербурге, увлекался математикой. В 1914 г. вместе с семьей переехал в Англию.

В СССР регулярное вещание электронной системы началось в 1938 г. в Москве (343 строки, импортное оборудование) и в 1940 г. в Ленинграде (240 строк, отечественное оборудование). Во Франции электронная система вошла в строй в 1938 г. (455 строк и 441 строка), а в 1948 г. был принят стандарт 819 строк. В Германии и Италии в 1938 г. началось вещание со стандартом 441 строка.

Начавшаяся война приостановила развитие телевидения в европейских странах. Работы продолжались только в США, где в 1943 г. был принят стандарт 525 строк, использующийся там и в настоящее время.

После войны, первым в Европе, в 1945 г. возобновил работу Московский телецентр, а в 1948 г. он перешел на стандарт 625 строк. Впервые предложенный и использованный для ТВ вещания в СССР, он вскоре был одобрен и принят многими странами. Англия и Франция, перейдя на стандарт 625 строк, до 1987 г. дублировали одну из национальных программ со старыми стандартами 405 и 819 строк соответственно. Это обусловлено 30-летним сроком службы ТВ приемников, купленных населением до введения стандарта 625 строк.

Таким образом, в мире осталось два стандарта разложения – 525 и 625 строк.

В табл. 1 приведены данные, характеризующие уровень развития телевизионного вещания по состоянию на начало 1994 г.

В то же время, в силу несогласованности развития в странах ТВ вещания, стандарты в ряде случаев отличались по некоторым параметрам (ширина видео- и радиоканала, величина остатка подавленной боковой полосы, метод модуляции передатчика звукового сопровождения, номиналы несущих передатчиков изображения и звукового сопровождения). Всего использовалось 14 разновидностей излучаемых радиосигналов и 13 разновидностей номиналов несущих частот.

Различные стандарты принимали ведущие страны, начинавшие ТВ вещание первыми. Другие государства присоединялись в тому или иному стандарту, что определялось, как правило, их зависимостью от ведущих стран – технической, экономической, политической.

После проведения ряда совещаний в рамках Международного союза электросвязи (МСЭ) число разновидностей стандартов уменьшилось до девяти, а номиналов несущих частот – до двенадцати. Большинство разновидностей несущих относится к каналам в метровом диапазоне волн, в котором первоначально было организовано ТВ вещание. В дециметровом диапазоне всего четыре разновидности номиналов несущих. Это обусловлено тем, что к моменту начала его использования уже был разработан и принят международный план ТВ вещания в диапазоне ДЦВ.

Период разработки систем электронного ТВ, соответствующего оборудования и его интенсивного внедрения можно считать вторым этапом развития ТВ вещания 1930 – 1955 гг.

Таблица 1

 * В том числе 75 млн. в Российской Федерации.