Железнодорожная связь

Телеграфный аппарат Морзе.Телеграф начал применяться на железных дорогах в 30-х годах прошлого столетия англичанами Куком и Уитсоном. В 1838 г. американец Самюэль Морзе сконструировал аппарат, который надолго стал основным средством связи на железных дорогах. С его появлением при прокладке железнодорожных линий, как правило, проводили и телеграф. Затем был изобретен электромагнитный телефон, позволивший устанавливать непосредственную связь на больших расстояниях.

Но только радио позволило развить средства связи даже в тех отдаленных частях света, где телефонная связь была практически нереализуемой и дорогой.

Первые попытки применения радиотелеграфа и радиотелефона для связи станций железных дорог между собой, движущегося поезда со станцией, движущихся поездов между собой, а также использования радиоаппаратуры для сигнализации и предупреждения проезда закрытых семафоров относятся к 1906 г. Они были сделаны в США Управлением Соединенной Тихоокеанской железной дороги. Дальнейшее развитие эти опыты получили в начале 20-х годов одновременно с США в Великобритании (общество "Маркони"), Германии (общество "Телефункен") и Франции.

В последующие годы в США и Германии были созданы сети стационарных радиостанций, позволяющих пассажирам вести разговоры из движущегося поезда с городскими абонентами. В это же время в Германии на линии Берлин - Гамбург была применена радиотелефонная связь.

На железных дорогах СССР радиосвязь начала применяться в 1936 г., а уже в 1937 - 1938 гг. на ряде станций (Инская, Ленинград-Сортировочный-Московский, Лосиноостровская, Люблино и др.) появились отдельные опытные радиоустановки. Следующим этапом явилась разработка средств радиосвязи машинистов маневровых локомотивов с маневровыми диспетчерами, а также списчиков вагонов с работниками технических контор. В 1948 г. начался серийный выпуск радиостанций ЖР-1 для внутристанционной радиосвязи. В начале 50-х годов на Омской железной дороге был оборудован опытный участок для испытания поездной радиосвязи с использованием радиостанции ЖР-1 серии "Г". Радиус ее действия составлял 25 км. Первое применение поездная радиосвязь нашла, кроме Омской, на Московско-Рязанской, Казанской, Южно-Уральской, Томской и Северной железных дорогах. С 1954 г. для поездной радиосвязи стали использовать радиостанцию типа ЖР-3, отличавшуюся повышенной помехозащищенностью и в 1,5 раза большей дальностью действия. К 1955 г. более 700 станций советских железных дорог имели внутристанционную радиосвязь маневрового диспетчера с машинистами маневровых локомотивов и составителями поездов. Поездной радиосвязью было оборудовано более 5200 км железных дорог.

На главных линиях железных дорог США, Великобритании, ФРГ, Дании, Бельгии, Австрии, ряда стран Африки и Азии в 50-е годы радиосвязь использовали по следующим основным направлениям:

  • связь между отдельными станциями и между станциями и управлениями;
  • связь поезда с сигнальными будками или промежуточными станциями, между отдельными поездами, а в длинносоставных грузовых поездах - между головной и хвостовой частями поезда;
  • на сортировочных станциях наличие радиоустановки на пульте дрезины начальника станции, которой он пользуется при объезде подъездных путей;
  • применялись также дуплексные переносные радиотелефоны и рупоры;
  • при производстве ремонтных работ обеспечение прямой связи с соседними сигнальными постами, станциями и поездами.

В конце 70-х годов начался новый этап совершенствования средств железнодорожной радиосвязи.

В СССР была разработана комплексная система радиосвязи с использованием радиостанций ЖР-У, работающая в гектометровом и метровом диапазонах и обеспечивающая совместную работу с переносными радиостанциями "Сирена" и "Тюльпан". Практически вся сеть железных дорог была оснащена станционной радиосвязью с использованием радиостанций ЖР-У-ЛС и ЖР-У-СС. Основные железнодорожные направления оборудованы радиостанциями поездной радиосвязи ЖР-УК-ЛП и ЖР-УК-СП. 
B настоящее время ведется оснащение всех уровней и звеньев железнодорожного транспорта радиосредствами системы "Транспорт". Система железнодорожной технологической радиосвязи "Транспорт" значительно расширяет возможности поездной, станционной и ремонтно-оперативной радиосвязи и обеспечивает решение ряда технологических задач. Поездная радиосвязь обеспечивает, наряду с телефонной связью между диспетчером и машинистом, передачу диспетчером отдельных команд, вплоть до команды экстренной остановки поезда без участия машиниста. Обеспечивается радиосвязь начальника поезда с машинистом и поездной бригадой во время движения и на станциях.

Комментарии